Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1075680-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части регулирования особенностей устранения ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии)"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, М.В. Емельяновым, В.К. Гартунгом, О.А. Ниловым, Д.А. Иониным и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить статью 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) новой частью 6, в соответствии с которой в случае обнаружения и устранения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии, с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии (далее - установление страховой пенсии), пенсионеру будут дополнительно выплачиваться проценты на сумму недополученных денежных средств, исчисляемые за весь период с момента возникновения права на соответствующую пенсию или выплату. При этом размер указанных процентов при расчете за периоды до 1 января 2016 года будет определяться процентной ставкой рефинансирования Банка России, а после 1 января 2016 года - ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Таким образом, авторами законопроекта предлагается в случае ошибки, возникшей при установлении размера страховой пенсии, применять к отношениям в области пенсионного обеспечения нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения, а именно статью 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга, размер которых определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Следует отметить, что статья 395 ГК РФ устанавливает механизм взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами для возмещения убытков, причиненных кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами.
Вместе с тем, отношения в области пенсионного обеспечения регулируются специальным законодательством, устанавливающим обязанности государства по установлению и выплате страховой пенсии, не являются гражданско-правовыми и не относятся к денежным обязательствам по смыслу, придаваемому этим обязательствам нормами статьи 395 ГК РФ.
В настоящее время порядок и сроки выплаты недоплаченных либо излишне выплаченных сумм страховой пенсии установлены отдельными положениями статей 26 и 28 Федерального закона N 400-ФЗ. В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении страховой пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом выплата страховой пенсии в новом размере производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28).
Кроме того, страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 26).
Учитывая изложенное, комитет полагает, что вопрос возмещения пенсионерам недополученных пенсионных выплат урегулирован действующим пенсионным законодательством. Вместе с тем, в целях минимизации возникновения рассматриваемых ситуаций считаем целесообразным рекомендовать Пенсионному фонду Российской Федерации вести дальнейшую работу по совершенствованию системы индивидуального (персонифицированного) учета в части оперативного дополнения и корректировки сведений индивидуального лицевого счета при изменении основных персональных данных зарегистрированного лица, а также обеспечения в штатном режиме проверки полноты и достоверности полученных от страхователей сведений.
Полагаем необходимым отметить также, что в случае реализации законопроекта выплата процентов на сумму недополученных денежных средств для отдельных получателей страховых пенсий будет осуществляться за счет общего объема поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, что может привести к негативным последствиям для финансовой устойчивости фонда.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы содержится замечание о необходимости внесения изменения в текст проекта федерального закона в части вступления его в силу.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает законопроект и обращает внимание, что его принятие усугубит дефицит пенсионной системы, повлечет необоснованные массовые обращения по уточнению расчетов пенсий, а также потребует введения взаимной ответственности за нарушения со стороны граждан.
Счетная палата Российской Федерации также не поддерживает законопроект и в своем заключении высказывает замечания о том, что в материалах к законопроекту отсутствуют какие-либо расчеты и данные, позволяющие оценить объемы возникающих дополнительных расходов, а также о необходимости согласовать законопроект с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как реализация его положений приведет к увеличению расходов Пенсионного фонда Российской Федерации, возмещаемых за счет средств федерального бюджета.
Правительством Российской Федерации предложение по дополнительной выплате пенсионерам процентов на сумму недополученных средств не поддерживается.
По итогам рассмотрения законопроекта Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.