Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 23603-8 "О внесении изменения в статью 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на повышение эффективности мер по профилактике нарушений правил поведения граждан на железнодорожном транспорте, выражающихся в посадке или высадке на ходу поезда либо проезде на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольной без надобности остановке поезда либо самовольном проезде в грузовом поезде.
В последнее время широко распространен противоправный проезд снаружи поездов (в разговорной речи именуемого также "трэйнсерфинг", "трэйнхопинг", "зацепинг" и др.), под которым понимается передвижение на поездах и иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны, в том числе на крышах, переходных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо с боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава.
Данный способ передвижения представляет опасность для жизни и здоровья правонарушителей и иных пользователей железнодорожного транспорта. Особое внимание на себя обращает популярность такого экстремального правонарушения среди несовершеннолетних. Например, по данным МВД России, только в Центральном федеральном округе за 7 месяцев 2020 года 11 несовершеннолетних получили травмы при проезде снаружи поездов, четверо из них погибли.
Ответственность за противоправный проезд снаружи поездов предусмотрена частью первой статьи 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Органами внутренних дел ежегодно пресекается порядка тысячи таких правонарушений: 2016 г. - 1064, 2017 г. - 1120, 2018 г. - 1084, 2019 г. - 1066, 2020 г.-893.
При этом за проезд снаружи поезда в указанный период в органы внутренних дел были доставлены 1731 несовершеннолетний (2016 г. - 567, 2017 г. - 474, 2018 г. - 333, 2019 г. - 206, 2020 г. - 151).
Вместе с тем, размер штрафа, назначаемого за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном транспорте, не менялся с момента принятия первоначальной редакции КоАП РФ, то есть на протяжении 20 лет, и в настоящее время составляет 100 рублей.
Представляется, что значительным фактором, влияющим на эффективность профилактических и превентивных мер в отношении данного правонарушения, является несоразмерность наказания степени его общественной опасности.
Настоящим законопроектом предлагается повысить размер штрафа, назначаемого в качестве наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 11.17 КоАП РФ, установив его в пределах от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях " не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует изменения иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.