Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1075492-7 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (внесен депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, Д.А. Свищевым, а также И.В. Лебедевым, А.Б. Курдюмовым в период исполнения ими полномочий депутата Государственной Думы)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 1075492-7 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается расширить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и предоставить им право исключения поставщиков социальных услуг из реестра поставщиков социальных услуг в связи с ненадлежащим оказанием ими социальных услуг, что устанавливается по результатам осуществления регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания.
Согласно пояснительной записки к проекту федерального закона его основной целью является защита прав и интересов получателей социальных услуг от недобросовестных поставщиков социальных услуг.
Комитет разделяет озабоченность авторов законодательной инициативы сложившейся негативной ситуацией, связанной с деятельностью некоторых негосударственных организаций социального обслуживания, но данный законопроект проблему недобросовестных поставщиков социальных услуг по сути не решает по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ) включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе. При этом организации, входящие в реестр поставщиков социальных услуг, должны соответствовать установленным Федеральным законом N 442-ФЗ требованиям к качеству и условиям оказания социальных услуг. Отказ войти в реестр поставщиков социальных услуг негосударственной организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме, не влечет прекращения ее деятельности, а следовательно, не гарантирует защиту прав граждан, находящихся в данных организациях.
Поставщик социальных услуг вправе оказывать социальные услуги получателем социальных услуг вне зависимости от того, включен он в реестр поставщиков социальных услуг или нет. Таким образом, поставщик, исключенный из реестра поставщиков социальных услуг, сможет и дальше оказывать социальные услуги получателям.
Кроме того, меры, принимаемые по фактам нарушений, выявленных при проведении проверок в ходе региональной государственной контрольно-ревизионной деятельности, закреплены в статье 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Следует так же обратить внимание, что законопроект не дает определения понятия "ненадлежащее оказание социальных услуг", не содержит критериев, позволяющих оценить деятельность поставщиков социальных услуг как ненадлежащую, что является коррупциогенным фактором.
Кроме того, в законопроекте отсутствуют нормы, регламентирующие право поставщика социальных услуг (либо его отсутствие) на повторное включение в реестр поставщиков социальных услуг после устранения нарушений, выявленных по результатам регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания.
В официальном отзыве Правительства Российской Федерации на данный законопроект отмечается, что в соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона N 442-ФЗ формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что на региональном уровне реализуется посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов. При этом устанавливаемым субъектами Российской Федерации порядком ведения реестра могут предусматриваться и основания для исключения организаций и индивидуальных предпринимателей из него. В связи с этим данный проект федерального закона Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Комитет Совета Федерации по социальной политике также не поддерживает концепцию указанного проекта федерального закона и считает, что предлагаемые изменения являются избыточными.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет замечания к законопроекту.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 1075492-7 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" отклонить в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.