Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 1252382-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" (в части проведения обязательной оценки экономической эффективности мероприятий по переводу открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), отдельных участков таких систем на закрытые системы горячего водоснабжения)
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 10 ноября 2021 г. N 3.25-5/4)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1252382-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении", внесенный Правительством Российской Федерации, (далее - законопроект, проект федерального закона) и сообщает следующее.
Проект федерального закона разработан в соответствии с пунктом 50 перечня плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года, в целях исключения экономически и технологически необоснованных расходов теплоснабжающих организаций, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, связанных с необходимостью исполнения установленного в части 9 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрета на использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения (далее - ГВС), осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды ГВС с 1 января 2022 года.
Установление Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" запрета на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства потребителей к централизованным открытым системам теплоснабжения (ГВС), а также запрета на использование таких систем было обусловлено необходимостью повышения надежности и качества теплоснабжения, увеличения срока службы водогрейных котлов, магистральных и квартальных тепловых сетей, снижения нагрузки на систему подпитки теплосети, а также обеспечения стабильной температуры и улучшения качества горячей воды (теплоносителя) в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Однако анализ темпов "закрытия" открытых систем теплоснабжения (ГВС) позволяет сделать вывод, что указанные нормы исполняются лишь в части запрета на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов капитального строительства потребителей к централизованным открытым системам теплоснабжения (ГВС), в то время как реализация запрета на их использование с 1 января 2022 года является объективно невыполнимой.
По имеющимся у Комитета данным с 2011 года доля домов, получающих горячее водоснабжение (теплоснабжение) по "закрытой" схеме, увеличилась только на 10%, и преимущественно за счет подключения новых объектов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация теплоснабжения в границах муниципального образования относится к вопросам местного значения, в связи с чем, финансирование мероприятий по переходу на закрытые системы ГВС осуществляется за счет средств бюджета муниципальных образований. Однако, поскольку при переводе системы теплоснабжения на "закрытую" схему речь идет не о простой замене труб в отдельно взятом многоквартирном доме (далее - МКД), а о модернизации всей системы теплоснабжения муниципального образования, начиная с проведения капитального ремонта индивидуальных тепловых пунктов, установки теплообменного оборудования для подогрева холодной воды и заканчивая реконструкцией наружных сетей водоснабжения и теплоснабжения, в решение указанной задачи фактически вовлечены не только органы муниципального образования, но и владельцы сетей теплоснабжения, владельцы сетей холодного водоснабжения, а также собственники общего имущества МКД в соответствии с балансовой принадлежностью сетей теплоснабжения. При этом оптимальной схемы взаимодействия, учитывающей баланс интересов всех участников рассматриваемых правоотношений, до настоящего времени не выработано.
Многочисленные обращения органов местного самоуправления, государственных органов субъектов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, отраслевые министерства свидетельствуют о неготовности регионов к переходу на закрытую систему ГВС в установленный законом срок и, прежде всего, из-за отсутствия обоснованности повсеместного перевода систем теплоснабжения (ГВС) на "закрытую" схему и, главное, отсутствия источников финансирования.
По мнению экспертов, для перевода теплоснабжения на закрытую систему ГВС может потребоваться от 6 до 12 млн. руб. в расчете на один МКД, а ориентировочная стоимость мероприятий по переводу системы теплоснабжения на "закрытую" схему оценивается отдельными регионами и муниципалитетами в десятки миллиардов рублей без учета НДС (Например, г. Санкт-Петербург - 100; Республика Саха (Якутия) - 80; г. Екатеринбург - 28; г.о. Самара - 16,7; г. Ростов-на-Дону - 12,6;.Томская область - 9).
Как показала практика перевод открытых систем теплоснабжения на "закрытую" схему целесообразен только там, где имеются нарушения санитарных норм качества сетевой воды, не проводятся промывки систем теплопотребления, отсутствует контроль эксплуатирующих организаций за качеством сетевой воды, а также имеются претензии со стороны Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В связи с чем, планируемый перевод системы ГВС на "закрытую" схему должен быть экономически и технологически обоснован.
Для достижения указанных целей проект федерального закона N 1252382-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" предусматривает:
признание утратившей силу части 9 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", устанавливающей запрет на использование с 1 января 2022 года централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения;
сохранение действия нормы части 8 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", исключающей возможность подключения объектов капитального строительства потребителей к централизованным открытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения;
обязанность уполномоченных органов при разработке, утверждении и ежегодной актуализации схемы теплоснабжения проводить оценку экономической эффективности мероприятий по переводу открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), отдельных участков таких систем в закрытые системы горячего водоснабжения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению порядка определения экономической эффективности перевода открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), отдельных участков таких систем на закрытые системы горячего водоснабжения.
Предлагаемые указанным проектом федерального закона изменения направлены на сохранение открытых систем теплоснабжения (ГВС) в отдельных муниципальных образованиях (микрорайонах, отдельных участках, МКД), в которых обеспечено неукоснительное соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемых к питьевой воде в соответствии с ГОСТ Р 51232-98. "Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества", и постепенное строительство закрытых систем горячего теплоснабжения (ГВС) там, где имеются проблемы с качеством исходной воды на теплоисточниках.
Комитет считает, что рассматриваемый проект федерального закона направлен на комплексное и системное решение поставленных задач; его принятие будет способствовать повышению надежности теплоснабжения потребителей и улучшению показателей энергетической эффективности объектов потребления тепловой энергии.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1252382-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении".
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.