Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1254863-7 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и статью 6.11 Федерального закона "О государственной социальной помощи"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект, как следует из пояснительной записки, разработан в целях создания системы оперативной статистики на основе административных данных, имеющихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), на основе которых может быть сформирован набор социально-экономических показателей, эффективное использование которых позволит повысить достоверность официальной статистической информации и снизить отчетную нагрузку на респондентов, исключив дублирование представляемой ими отчетности, а также позволит сформировать набор новых индикаторов, дополняющих существующую систему показателей официального статистического учета.
В связи с этим законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") и Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи", предусматривающие:
- установление обязанности ПФР предоставлять федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (Росстат), сведения индивидуального (персонифицированного) учета и иные административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации. С этой целью предлагается дополнить статью 16 Федерального закона закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
- наделение оператора информационной системы полномочиями по предоставлению Росстату сведений о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации (далее - меры социальной защиты (поддержки).
При этом информация, содержащая персональные данные физических лиц, будет передаваться в Росстат при условии обязательного обезличивания персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Состав передаваемых сведений и данных, порядок и сроки их предоставления будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Проектируемый срок вступления законопроекта в силу - по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, что, как следует из пояснительной записки, обусловлено необходимостью подготовки нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего состав, порядок и сроки предоставления сведений о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, и иных административных данных, необходимых для формирования официальной статистической информации.
Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 2 Положения о Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - ЕГИССО), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 1342 "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения" государственными заказчиками создания, развития и эксплуатации ЕГИССО, а также операторами ЕГИССО являются Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с распределением полномочий между ними, определяемым указанным Положением. При этом полномочия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации как оператора ЕГИССО на основании его решения может осуществлять подведомственное ему федеральное государственное учреждение. В этой связи следует уточнить, какой именно оператор информационной системы обязан предоставлять Росстату сведения из ЕГИССО.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний правового характера не имеет, вместе с тем, в своем заключении отмечает ряд замечаний юридико-технического характера.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта.
На проект федерального закона поступило 50 отзывов законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них консолидированное мнение в поддержку законопроекта выразили 4 субъекта Российской Федерации, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.