Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 24572-8 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на совершенствование норм федерального законодательства в сфере миграционной, экономической, социальной политики России и на урегулирование сложившейся проблемы постоянного роста расходов бюджета на оказание медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Особую актуальность проблема приобретает сегодня, когда государство несет дополнительные расходы в условиях пандемии, а в связи ухудшением эпидемической ситуации расходы системы здравоохранения на борьбу с COVID-19 резко возросли. Условия, вызванные пандемией, негативно отразились на финансовой стабильности медицинских учреждений. Это приводит к нехватке медицинского персонала, перегруженности больниц, дефициту оборудования и средств для диагностики и лечения, вынужденной приостановки предоставления плановых услуг и др.
При этом по-прежнему остается не решенным вопрос с оформлением медицинских полисов безвизовыми иностранными гражданами при въезде в Российскую Федерацию.
В настоящее время объем и порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства зависит от статуса их проживания, при этом в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" скорая медицинская помощь данным незастрахованным лицам оказывается бесплатно и безотлагательно без определения порядка возмещения расходов российских медицинских организаций на экстренную медицинскую помощь, госпитализацию, лечение, родовспоможение и другие медицинские услуги, оказанные незастрахованным иностранным гражданам и лицам без гражданства.
При этом зачастую на практике оказание медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства не гарантируется и зависит от степени понимания сторонами законодательства, ставя самих иностранных граждан и лиц без гражданства в положение нежелательных пациентов, что не способствует качественному оказанию медицинской помощи данным категориям лиц.
Сложившийся порядок вызывает закономерные вопросы как у представителей медицинских организаций, так и у граждан Российской Федерации и не соответствует международной практике большинства государств, требующих от въезжающих на их территорию граждан, в том числе от граждан Российской Федерации, обязательного наличия медицинской страховки.
При этом оформление полиса медицинского страхования, действительного на территории Российской Федерации, обязательно только для иностранных граждан или лиц без гражданства при получении въездной визы в Российскую Федерацию. Характерно, что въезд в Российскую Федерацию таким лицам не разрешается, в частности, если не представлен полис медицинского страхования.
Вместе с тем безвизовый въезд в Российскую Федерацию вне зависимости от цели въезда в Российскую Федерацию возможен для граждан иностранных государств, с которыми Российская Федерация заключила соответствующие международные соглашения.
Статьей 9 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" предусмотрен закрытый перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета. При этом требование об указании сведений о наличии медицинского полиса, действительного на территории Российской Федерации, в указанном перечне отсутствует.
В связи с этим безвизовые иностранные граждане по факту не оформляет соответствующий медицинский полис. При этом граждане Российской Федерации медицинский полис иметь обязаны - налицо неравенство обязанностей, при котором граждане России по факту несут дополнительную бюджетную нагрузку на оказание медицинской помощи безвизовым иностранным гражданам, теряя на этом средства, которые страна могла бы направить на другие цели. Отсутствие у безвизовых иностранных граждан - трудовых мигрантов расходов на приобретение российского медицинского полиса искусственно снижает стоимость рабочей силы на рынке труда для недобросовестных предпринимателей, однако ложится серьезным бременем на российских налогоплательщиков.
Таким образом, вопрос о необходимости усиления контроля за наличием у иностранных граждан и лиц без гражданства медицинского полиса является актуальным, и в целях его законодательного решения законопроектом предлагается дополнить статьи 9 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ нормами о том, что иностранный гражданин и лица без гражданства обязаны при въезде на территорию Российской Федерации предъявить полис медицинского страхования.
Реализация законопроекта определит источник финансирования затрат на гарантированное медицинское обслуживание иностранных граждан и лиц без гражданства, позволит снизить нагрузку на российских налогоплательщиков и медицинские организации, а также выработать цивилизованную и понятную обществу миграционную и экономическую политику, способствующую как защите интересов граждан Российской Федерации, так и прибывающих на ее территорию иностранных граждан и лиц без гражданства в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации, вызванной новой коронавирусной инфекцией.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, а также не повлияет негативно на социально-экономическую и финансовую ситуацию при его реализации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.