Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 25200-8 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Граждане Российской Федерации и российские юридические лица после введения в отношении них односторонних мер ограничительного характера лишены возможности эффективно защищать свои права в иностранных государственных судах и в международном коммерческом арбитраже за пределами территории Российской Федерации.
В условиях, когда принимаемые ограничительные меры оказывают влияние на значимые сферы российской экономики, напрямую препятствуя ее развитию, субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности должны иметь возможность защищать свои интересы в Российской Федерации в судебном порядке применительно к любым негативным последствиям введения мер ограничительного характера и в отношении любых лиц, вовлеченных в процесс принятия таких мер, неосновательно обогатившихся в результате их действия или отказавшихся от исполнения своих обязательств со ссылкой на введение мер ограничительного характера. Одним из таких мер защиты может являться взыскание убытков, причиненных введением мер ограничительного порядка.
Федеральным законом от 08.06.2020 N 171-ФЗ 1 ("Закон Лугового") в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации были включены статьи 248.1 и 248.2, которые содержат правовые основы, позволяющие российским гражданам и юридическим лицам, в отношении которых были введены меры ограничительного характера, реализовать свое право на судебное разбирательство на территории Российской Федерации, а также право обратиться в арбитражный суд с заявлением о запрете инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже за пределами территории Российской Федерации.
Однако предусмотренный статьями 248.1 и 248.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уровень гарантий защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера, требует усовершенствования, т.к. не обеспечивает безусловную возможность рассмотрения в арбитражных судах Российской Федерации споров по искам таких лиц против иностранных граждан и юридических лиц, которые:
- прямо или косвенно (в т.ч. через своих аффилированных и/или контролирующих лиц) способствовали принятию мер ограничительного характера (например, оказывали финансовую/политическую поддержку инициаторам санкций, спонсировали политические партии, публично поддерживали, одобряли введение ограничительных мер) и (или),
- получили необоснованные преференции в результате введения ограничительных мер и (или),
- получили необоснованную выгоду от действия мер ограничительного характера, в том числе, за рубежом и (или),
- не исполнили или ненадлежащим образом исполнили обязательство в связи с действием мер ограничительного характера и (или),
- приостановили/отказались от сотрудничества с лицами, в отношении которых введены меры ограничительного характера, что повлекло для последних убытки и иные неблагоприятные последствия.
Усовершенствование правового регулирования достигается комплексом мер.
Первое, невозможность эффективной судебной защиты прав лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера, за рубежом должна предполагаться, ее не требуется доказывать, как "по закону Лугового".
Второе, за такими лицами должно быть закреплено безусловное право подавать в российские арбитражные суды иски против иностранных организаций и граждан, которые поддержали введение ограничительных мер (см. выше).
Предлагаемый законопроект позволит обеспечить реальную возможность компенсации убытков и устранения иных неблагоприятных последствий, которые российские граждане и юридические лица претерпевают в результате действия мер ограничительного характера, в том числе, путем реального исполнения решения суда в Российской Федерации через обращение взыскания на имущество ответчиков.
------------------------------
1 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав физических и юридических лиц в связи с мерами ограничительного характера, введенными иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза".
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием проекта настоящего федерального закона не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.