Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры
по проекту федерального закона N 1256975-7 "О внесении изменений в статьи 22.1 и 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (о запрете лицам с непогашенной или неснятой судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления осуществлять пассажирские перевозки) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рассмотрен проект федерального закона N 1256975-7 "О внесении изменений в статьи 22.1 и 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 22 сентября 2017 г. N Пр-2165 ГС (абзац 4 подпункта "н" пункта 1 перечня), предусматривающего проработку вопроса об установлении запрета на осуществление лицами, имеющими непогашенную или неснятую судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, деятельности по управлению транспортными средствами, используемыми для пассажирских перевозок в городском транспорте и такси.
Для реализации указанного поручения, Правительством Российской Федерации в Государственную Думу внесен также законопроект N 1256989-7 "О внесении изменения в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации", предусматривающий установление новой статьей Трудового кодекса - статья 328.1 запрета на осуществление трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против жизни, здоровья граждан, половой неприкосновенности, общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества раздельно в отношении легкового такси и автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта (далее - запрет на управление).
Соответственно, статьей 1 законопроекта вводятся механизмы, обеспечивающие исключение регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в случае, если оно намерено осуществлять виды предпринимательской деятельности, перечень которых с их кодами утверждается Правительством Российской Федерации и в отношении которого предусмотрен запрет на управление посредством внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Так же, статьей 2 законопроекта Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) дополняется статьей, предусматривающей запрет на допуск перевозчиками и индивидуальными предпринимателями указанных выше лиц к управлению легковыми такси, автобусами, трамваями и троллейбусами, подвижным составом внеуличного транспорта.
Отмечая в целом, положительное значение данного законопроекта для обеспечения безопасности перевозок граждан, Комитет полагает необходимым указать следующее:
Новой статьей Трудового кодекса устанавливаются ограничения в отношении трудовой деятельности, связанной с управлением, в том числе, подвижным составом внеуличного транспорта. В тоже время права и обязанности перевозчиков внеуличным транспортом по отстранению от управления транспортным средством соответствующих лиц не предусматриваются, также, как и не предусматривается запрет на регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей с соответствующим видом деятельности.
Термин деятельность, непосредственно связанная с управлением транспортным средством нуждается в уточнении. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2349 "Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств" к деятельности, связанной с управлением транспортным средством отнесена деятельность диспетчеров.
Не ясна цель дублирования в Уставе требований к лицам не допускаемых к управлению транспортными средствами о непогашенной или неснятой судимости, уже указанных в проектируемой статье Трудового кодекса при наличии ссылки на эту статью.
В части 1 проектируемой статьи 7.2 Устава используется термин перевозчик применительно к перевозкам легковым такси, что не соответствует применяемой в Уставе терминологии, где такие перевозки осуществляются на основании договора фрахтования в отношении всей либо части вместимости легкового такси (пункт 22 статьи 2 Устава) и определяются как фрахтовщики (статья 31 Устава).
Статьей 3 частью 1 законопроекта предусматривается единовременный акт выявления лиц, в отношении которых вводится запрет на управление. Ссылка в части 2, предусматривающая возможность выявления у лиц запрета на управление в любое время на лиц, указанных в части 1 вводит неопределенность, в связи с тем, что в части 1 указаны только лица, осуществляющие деятельность на дату вступления указанного акта Правительства Российской Федерации в силу.
Так же имеются отдельные замечания юридико-технического характера.
В целом, учитывая актуальность внесения изменений в действующее законодательное регулирование, Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1256975-7 "О внесении изменений в статьи 22.1 и 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" с учетом доработки ко второму чтению согласно предложениям.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.