Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 1195764-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" (по вопросу отнесения к выгодоприобретателям по обязательному государственному страхованию фактических воспитателей погибших (умерших) военнослужащих) внесен сенаторами Российской Федерации И.Ю. Святенко, А.Г. Варфоломеевым, Е.В. Бибиковой, М.Н. Павловой
(утв. решением от 15 ноября 2021 г. N 8/2)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1195764-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный сенаторами Российской Федерации И.Ю. Святенко, А.Г. Варфоломеевым, Е.В. Бибиковой, М.Н. Павловой, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроектом подготовлен с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 22-П, согласно которому федеральный законодатель имеет право внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, с тем, чтобы обеспечить оказавшимся в затруднительном материальном положении лицам, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, оставшегося без материнского попечения в связи со смертью матери, и содержали его до достижения совершеннолетия, адекватное возмещение вреда.
Положения указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации реализованы Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 286-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" путем внесения изменений в часть 11 статьи 3 Федерального закона Федеральный закон от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ.
Рассматриваемым законопроектом предлагается перечень выгодоприобретателей по обязательному государственному страхованию, указанных в части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) дополнить лицами, признанными фактически воспитывавшими и содержавшими застрахованных лиц в течение не менее пяти лет до достижения ими совершеннолетия (фактическими воспитателями).
Признание гражданина фактическим воспитателем застрахованного лица предлагается осуществлять судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Рассматриваемый законопроект учитывают позицию Конституционного Суда Российской Федерации, будет способствовать совершенствованию публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего и, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, заслуживает безусловной поддержки.
При этом по законопроекту имеются замечания, которые могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Так, по мнению Комитета по обороне, необходимо уточнить круг лиц, на которых не распространяются требования о необходимости получения судебного решения для установления факта воспитания застрахованного лица.
Кроме того, Комитет по обороне, обращает внимание на то, что концептуальной целью законопроекта является поддержка имущественного положения тех граждан, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить себя в результате внезапной потери кормильца. Пункт 4 части 11 статьи 3 Федерального закона Федеральный закон от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ предоставляет право на ежемесячную денежную компенсацию только тем фактическим воспитателям, которые достигли возраста 50 и 55 лет (соответственно, мужчины и женщины) или являются инвалидами. Представляется, что аналогичное положение может быть применено и для проектируемой нормы.
Принятие законопроекта, по мнению Комитета по обороне, не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.В. Картаполов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.