Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности и торговле
на проект федерального закона N 1198568-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 20.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и о признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации" (в части уточнения полномочий в сфере маркировки товаров средствами идентификации) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по промышленности и торговле рассмотрел проект федерального закона N 1198568-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 20.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и о признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации" (в части уточнения полномочий в сфере маркировки товаров средствами идентификации), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на уточнение полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере обязательной маркировки товаров средствами идентификации.
Статьей 1 законопроекта предлагаются изменения в статьи 5 и 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 381-ФЗ).
В частности, п. 1 ст. 1 законопроекта дополняет ст. 5 "Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования торговой деятельности" ФЗ N 381-ФЗ частью 3, определяющей, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли (Минпромторг России) является уполномоченным органом по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию по вопросам маркировки товаров средствами идентификации.
Пункт 2 ст. 1 законопроекта дополняет статью 20.1 "Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации" ФЗ N 381-ФЗ нормой, согласно которой координатором создания и функционирования информационной системы мониторинга также определен Минпромторг России.
Статьей 2 законопроекта в целях устранения дублирования функций уполномоченных органов власти в сфере маркировки признается утратившей силу введенное в 2016 году Федеральным законом N 290-ФЗ положение Закона Российской Федерации от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", в соответствии с которым полномочиями по осуществлению контроля за оборотом маркированных товаров, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и функционированию системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками наделен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России).
Отмечаем, что 29 марта 2019 г. вступило в силу для Российской Федерации заключенное 02.02.2018 г. Соглашение ЕАЭС о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе. Руководствуясь установленными Договором о Евразийском экономическом союзе основными принципами взаимодействия государств-членов ЕАЭС, а также в целях проведения согласованной и скоординированной политики в сфере маркировки товаров Соглашением определены общие правила функционирования системы маркировки средствами идентификации в рамках ЕАЭС и на национальном уровне.
На национальном уровне основы правового регулирования маркировки товаров средствами идентификации установлены ФЗ N 381-ФЗ, статьей 20.1 которого определяются подходы к созданию и функционированию Государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Кроме этого, на основании заключенного Соглашения ЕАЭС Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 г. N 2963-р утверждена Концепция создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров, где в качестве координатора создания и функционирования системы маркировки выступает Минпромторг России.
Как следует из материалов к законопроекту, с апреля 2018 года приняты более 30 нормативных правовых и правоприменительных актов в сфере цифровой маркировки товаров, разработчиком которых выступал Минпромторг России, более 10 проектов нормативных правовых и правоприменительных актов разработаны Минпромторгом России, которые в настоящий момент проходят регламентные процедуры. За 2020 год Минпромторгом России утверждено 9 приказов в сфере маркировки товаров средствами идентификации, заключены 5 соглашений об информационном взаимодействии между федеральными органами исполнительной власти и межправительственное соглашение с Киргизской Республикой. При этом Минпромторг России в качестве координатора системы маркировки в Российской Федерации на постоянной основе участвует в заседаниях Евразийской экономической комиссии.
Государственный контроль (надзор) за оборотом маркированных товаров на основании п. 10 Главы III Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 г. N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими с использованием информационной системы мониторинга функции по контролю (надзору) в сфере обращения товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации. На потребительском рынке такой контроль осуществляет Роспотребнадзор России (за оборотом лекарственных средств - Росздравнадзор России). В рамках отношений по контролю и надзору за оборотом маркированных товаров налоговые органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в части ведения реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей, кода маркировки (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации").
Таким образом, законопроект актуализирует и закрепляет фактически реализуемые полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере обязательной маркировки товаров средствами идентификации. Функциональная определенность полномочий органов власти и прозрачность правового регулирования призвана способствовать повышению эффективности функционирования системы обязательной маркировки.
Вместе с тем Комитет обращает внимание на необходимость уточнения отдельных положений законопроекта.
Так, содержание проектируемой части 3, дополняющей статью 5 ФЗ N 381-ФЗ (п. 1 ст. 1 законопроекта), не соотносится с наименованием данной статьи. Наименование статьи 5 ФЗ N 381-ФЗ закрепляет и в ее положениях раскрываются полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования торговой деятельности. При этом проектируемая часть 3 лишь функционально определяет орган, уполномоченный в сфере маркировки товаров средствами идентификации, не раскрывая его полномочий в этой части. Такое несоответствие следует устранить, конкретизируя полномочия Минпромторга России в сфере обязательной маркировки по аналогии с ч. 2 ст. 5 ФЗ N 381-ФЗ. Наименование статьи 5 ФЗ N 381-ФЗ также нуждается в редакционном уточнении, предлагая изложить его в следующей редакции "Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования торговой деятельности и по вопросам маркировки товаров средствами идентификации".
Учитывая изложенное, Комитет по промышленности и торговле поддерживает проект федерального закона N 1198568-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 20.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и о признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации" (в части уточнения полномочий в сфере маркировки товаров средствами идентификации), внесенный Правительством Российской, и рекомендует принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.В. Гутенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.