Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1246341-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан и внесен Правительством Российской Федерации совместно с проектом федерального закона N 1193668-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект N 1193668-7), которым предлагается установить запрет на проведение перегрузки с судна на судно опасных грузов (нефти, нефтепродуктов, сжиженного природного газа, ядохимикатов и т.д.) в морских портах, за их границами во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, а также исключительной экономической зоне. Перечень морских портов и районов, где будет разрешена рейдовая перегрузка, будет утверждать Правительство.
Представленным законопроектом предлагается установить административную ответственность за нарушение правил осуществления погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно в отношении загрязняющих веществ в вышеобозначенных зонах. С этой целью Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предлагается дополнить новой статьёй 11.11.1 соответствующего содержания.
Составление протоколов о вышеперечисленных правонарушениях и рассмотрение дел указанной категории будет отнесено к компетенции пограничных органов, органов, осуществляющих государственных надзор в области использования и охраны водных объектов, органов, осуществляющих государственный экологический надзор, а также судей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его судье на рассмотрение.
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству полагает, что установление административной ответственности за вышеуказанные правонарушения будет способствовать минимизации чрезвычайных ситуаций, включающих в себя разливы нефтепродуктов, гибель биоресурсов и попадании опасных химических веществ в воду.
Вместе с тем, отмечаем, что размеры административных штрафов, предусмотренные проектируемой статьей 11.11.1 Кодекса, следует согласовать с законопроектными изменениями в статью 3.5 Кодекса, предусматривающими увеличение верхнего предела административного штрафа, который может быть установлен за совершение административных правонарушений, предусмотренных указанной статьей.
Обращаем внимание, что во избежание конкуренции норм законопроектом целесообразно предусмотреть изменения в статью 11.11 Кодекса "Нарушение правил погрузки и разгрузки судов", предусматривающие исключение из сферы действия проектируемую статью 11.11.1 Кодекса, поскольку к статье 11.11 Кодекса она будет являться специальным составом.
Следует отметить, что в статье 11.11.1 Кодекса не содержится наказаний, назначаемых только судьей. Поэтому необходимость указания проектной статьи в части 2 статьи 23.1 Кодекса вызывает сомнения.
Положения рассматриваемого проекта федерального закона должны соответствовать тем положениям, которые вводятся законопроектом N 1193668-7. Необходимы уточнения в части определения компетенции контролирующих органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
В соответствии с проектной статьей законопроекта N 1193668-7 21.1 "Погрузочно-разгрузочные операции во внутренних морских водах и в территориальном море" в Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и проектной статьей 31.1 "Погрузочно-разгрузочные операции в исключительной экономической зоне Российской Федерации" в Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" лицами, ответственными за организацию и обеспечение безопасности при осуществлении погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно в отношении загрязняющих веществ, являются владелец судна, принимающего груз с выгружающего судна, владелец выгружающего судна, а также капитаны этих судов.
Однако оценить в полном объёме круг ответственных лиц будет возможно после утверждения соответствующих правил, требующих принятия нескольких постановлений Правительства Российской Федерации.
В связи с этим отмечаем, что вынесение законопроекта ко второму чтению должно осуществляться только при наличии подготовленных проектов соответствующих подзаконных нормативных правовых актов.
Таким образом, текст представленного законопроекта потребует уточнения при его подготовке ко второму чтению.
Кроме того, законопроект нуждается в юридико-технической доработке в соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов (в редакции 2021 года.).
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1184517-7 "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.