Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1258299-7 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1258299-7 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - законопроект) внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 сентября 2021 года одновременно с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Законопроектом предусмотрено, что в 2022 году и в плановый период 2023 и 2024 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, установленным Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Таким образом, в 2022 году и в плановом периоде 2023 и 2024 годов предусмотрено сохранить установленные 32 страховых тарифа (от 0,2% до 8,5% к начисленной оплате труда застрахованных), дифференцированные по видам экономической деятельности. Средний страховой тариф составит 0,50%.
Одновременно сохраняется действующий льготный порядок уплаты страховых взносов, предусматривающий уплату страховых взносов в размере 60% от общеустановленных тарифов, для:
организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих труд инвалидов, в части начисленных выплат работникам, являющимся инвалидами;
общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
В финансово-экономическом обосновании законопроекта поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (включая пени и штрафы) определены в 2022 году в сумме 161,2 млрд. руб., в 2023 году - 172,4 млрд. руб. и 2024 году - 184,3 млрд. рублей.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что при расчете расходов на ежемесячные страховые выплаты предусмотрена индексация размера этих выплат в соответствии с индексом потребительских цен в 2022 году - 1,058, в 2023 году - 1,04, в 2024 году - 1,04. Учитывались также максимальные размеры, из которых исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности (с 1 января 2022 г. - 108 600,52 рублей, с 1 февраля 2022 г. - 114 899,35 рублей, с 1 февраля 2023 г. - 119 495,32 рубля, с 1 февраля 2024 г. - 124 275,13 рублей), а также размер единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного (в 2020 - 2022 годах - 1 млн. рублей).
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 2006 года исполняется с профицитом, размер которого планируется в 2022 году в объеме 42,2 млрд. рублей, в 2023 году - 49,8 млрд. рублей и в 2024 году - 58 млрд. рублей.
Таким образом, планируемый объем поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обеспечит исполнение в 2022 году и в плановом периоде 2023 и 2024 годов обязательств, предусмотренных Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (соисполнитель) рекомендует проект Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" к принятию в первом чтении, а также отмечает, что положения Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" пролонгируются более 10 лет и обеспечивают формирование бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с постоянным профицитом, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о принятии законодательного акта о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на постоянной основе (без ежегодного внесения законопроекта) с соответствующим внесением изменений в статью 21 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании о несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Счетная палата Российской Федерации в отношении представленной редакции законопроекта замечаний и предложений не имеет.
Комитет Совета Федерации по социальной политике отмечает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 2 проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" в 2023 и в 2024 годах средства по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний планируется использовать в качестве источника финансирования дефицита бюджета Фонда по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы отмечено, что по законопроекту замечаний концептуального характера и юридико-технических замечаний не имеется.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1258299-7 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.