Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1219896-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за нарушение требований, связанных с удалением затонувшего судна, а также за умышленное затопление судна), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается дополнить главу 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новыми положениями, устанавливающими административную ответственность за:
- несоблюдение собственником затонувшего судна сроков предоставления сведений, необходимых для удаления судна, а также сроков начала удаления затонувшего имущества (ст. 11.6.1 проекта);
- умышленное затопление морского судна или судна внутреннего плавания (ст. 11.6.2 проекта);
- несоблюдение требований об обязательном страховании в связи с удалением затонувшего судна (ст. 11.6.3 проекта).
Данный законопроект подготовлен во взаимосвязи с проектом федерального закона N 1219892-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект 1219892-7) (далее - КТМ РФ), устанавливающим порядок удаления затонувших судов (имущества) во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации, акватории Северного морского пути и на внутренних водных путях Российской Федерации.
Соглашаясь с необходимостью правового регулирования в обозначенной сфере, Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает необходимым отметить следующее.
Нуждается в дополнительной проработке положение части 1 проектной статьи 11.6.1 Кодекса, устанавливающее административную ответственность за невыполнение собственником обязанности направить сообщение капитану морского порта о затонувшем имуществе. Вместе с тем согласно пунктам 1 и 2 проектной редакции статьи 108 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) соответствующая обязанность направить данное сообщение возложена исключительно на капитана судна и судовладельца. Таким образом, при наличии соответствующих проектных положений, не предусматривающих обязанность собственника о направлении указанного сообщения, влечет отсутствие оснований для установления в отношении него административной ответственности.
Аналогичная несогласованность содержится и в положениях, устанавливающих срок направления указанного сообщения, поскольку в проектной редакции статьи 108 КТМ РФ в отношении таких лиц как собственник судна, капитан судна, судовладелец соответствующий срок не установлен. Таким образом нет основания для установления административной ответственности.
Дополнительного обсуждения требует положение части 1 статьи 11.6.1 Кодекса, которое устанавливает ответственность за непредставление собственником разработанной документации в сроки, указанные в распоряжении капитана морского порта об условиях удаления затонувшего имущества. Так, в соответствии с пунктом 4 проектной редакции статьи 110 КТМ РФ в указанном распоряжении капитана помимо прочих сведений указываются сроки разработки документации по удалению затонувшего имущества, но не определяются сроки ее представления. Вывод о том, что срок представления для согласования разработанной документации совпадает со сроком, установленным для ее разработки, можно сделать лишь проанализировав положения пункта 1 статьи 111 КТМ РФ, регулирующей вопросы удаления затонувшего имущества администрацией портов или региональными органами исполнительной власти. Таким образом, в тех положениях КТМ РФ, в которых устанавливается перечень сведений, содержащихся в распоряжении капитана, отсутствуют нормы, четко определяющие сроки направления указанной документации. Поскольку за нарушение таких сроков предполагается ответственность, необходимо четко сформулировать соответствующую обязанность.
Полагаем, что применение проектируемого пункта 2 проектной статьи 11.6.1 Кодекса может вызвать затруднения в правоприменительной практике, так как не ясно за какой именно срок будут привлекать к ответственности. Так, подпунктом 4 пункта 4 проектной статьи 110 КТМ РФ определен срок удаления затонувшего имущества. При этом согласно пункту 7 указанной статьи предусмотренный проектом срок может быть продлен на срок, в течение которого удаление затонувшего имущества было неосуществимо в силу гидрометеорологической обстановки. Таким образом, необходимо более четко сформулировать обозначенные положения, связанные с определением срока для собственника, с целью исключения неоднозначности применения обозначенных норм.
В части проектных изменений в часть 1 статьи 3.5 Кодекса обращает на себя внимание несоразмерность административных штрафов, налагаемых на таких субъектов административной ответственности как граждане и юридические лица (ч. 1 ст. 11.6.1 проекта).
Кроме того, при доработке указанного законопроекта во втором чтении следует обсудить замечание Правового управления Аппарата Государственной Думы о целесообразности расширения должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных проектными статьями 11.6.1 - 11.6.3.
Рассматриваемый законопроект соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов.
На основании изложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять указанный проект федерального закона в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.