Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 1222064-7 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (исключение статьи 79)", внесенный депутатами Государственной Думы В.Ф. Рашкиным, Д.А. Парфеновым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 13 сентября 2021 года (протокол N 321, пункт 28) и от 20 октября 2021 года (протокол N 3, пункт 17) Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрен проект федерального закона N 1222064-7 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (исключение статьи 79)", внесенный депутатами Государственной Думы В.Ф. Рашкиным, Д.А. Парфеновым.
Законопроектом предлагается исключить статью 79 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), регламентирующую особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения. По мнению авторов законопроекта, особенности осуществления публичной власти на территории городов федерального значения не могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, а должны регулироваться федеральным законодательством.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Согласно части 3 статьи 131 Конституции Российской Федерации особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом.
В соответствие со статьей 65 Конституции Российской Федерации к городам федерального значения относятся города Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.
Отличительной особенностью городов федерального значения Российской Федерации является их двойственная природа. С одной стороны, такие города являются городскими поселениями на территории которых, согласно Конституции Российской Федерации, должно осуществляться местное самоуправление, с другой стороны - это субъекты Российской Федерации, которые имеют свои органы государственной власти.
Конституционность установленных особенностей местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, обусловленные их статусными характеристиками, установленными Конституцией Российской Федерации, подтверждал и Конституционный Суд Российской Федерации (Определение от 30 сентября 2010 г. N 1246-О).
Представляется, что в случае признания утратившей силу статьи 79 Федерального закона N 131-ФЗ, в отсутствие иного федерального закона, регулирующего особенности осуществления публичной власти на территории городов федерального значения, создастся "правовой вакуум" и неопределённость в особенностях осуществления публичной власти на данных территориях.
В соответствии с пунктом "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В этой связи, допустимость установления федеральным законом особенностей осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения не исключает возможности установления федеральным законом такого правового регулирования, при котором особенности организации местного самоуправления на подобных территориях будут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации. Иными словами, общие принципы устанавливаются федеральным законодательством, а особенности организации системы органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации (в т.ч. городов федерального значения) могут устанавливаться как федеральным законом, но в большой степени законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, указанное авторами законопроекта в пояснительной записке противоречие статьи 79 Федерального закона N 131-ФЗ части 3 статьи 131 Конституции Российской Федерации не усматривается.
Более того, особенностям осуществления публичной власти на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения посвящена статья 59 законопроекта N 1256381-7 "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", который также разработан в развитие обновленных положений Конституции Российской Федерации и принят Государственной Думой в первом чтении 9 ноября 2021 года.
Также отмечаем, что города с особыми статусами являются распространенным явлением в мировой практике. Подобными статусами и территориальным делением обладают города Париж, Копенгаген, Фридриксберг, Вена, Бремен и др., являющиеся одновременно муниципальными округами и государственными округами.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению считает внесение предлагаемых изменений нецелесообразным, не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1222064-7 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (исключение статьи 79)" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.