Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 1237881-7 "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" (в части уточнения порядка избрания главы закрытого административно-территориального образования) внесен депутатом Государственной Думы А.Н. Диденко
(утв. решением Комитета от 16 ноября 2021 г. N 7/2)
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрен проект федерального закона N 1237881-7 "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается установить, что глава закрытого административно-территориального образования (далее - также ЗАТО) избирается на муниципальных выборах из числа кандидатов (не менее двух), представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон N 3297-1) вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа. Соответственно изменение порядка избрания главы закрытого административно-территориального образования должно соответствовать основным требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), за исключением особенностей, связанных с особым статусом закрытого административно-территориального образования. Данный вывод согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, который указал в своем Определении от 5 марта 2009 г. N 375-О-О, что законодательное регулирование общих принципов организации системы органов местного самоуправления не может быть произвольным и должно соотноситься с конституционными основами местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона N 3297-1 глава ЗАТО избирается представительным органом ЗАТО из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Действующее правовое регулирование согласуется с положениями статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ, определяющими варианты наделения полномочиями главы муниципального образования, а также статьи 80 Федерального закона N 131-ФЗ допускающими установление федеральными законами особенностей осуществления местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании. Из предусмотренных Федеральным законом N 131-ФЗ вариантов наделения полномочиями главы муниципального образования для ЗАТО предлагается использование конкретной модели в целях обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления с органами (организациями), по роду деятельности которых созданы ЗАТО.
Предлагаемый автором законопроекта способ избрания главы ЗАТО Федеральным законом N 131-ФЗ не предусмотрен.
Кроме того законопроект противоречит федеральному законодательству о выборах и референдумах, которым предусмотрен соответствующий порядок выдвижения кандидатов при проведении выборов в органы публичной власти различных уровней, в частности, главы муниципального образования.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидатом является лицо, выдвинутое в установленном федеральными законами порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (статья 32 указанного Федерального закона). Положение законопроекта о порядке выдвижения кандидатов для избрания на муниципальных выборах не соответствует названной норме.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении отклонить проект федерального закона N 1237881-7 "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании".
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.