Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 1237901-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части уточнения порядка избрания глав городских и муниципальных округов) внесен депутатом Государственной Думы А.Н. Диденко
(утв. решением Комитета от 16 ноября 2021 г. N 7/3)
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрен проект федерального закона N 1237901-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Кроме этого Федеральный закон N 131-ФЗ устанавливает два варианта в случае избрания главы муниципального образования на муниципальных выборах: он либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию (пункт 2 части 2 статьи 36).
Определение способа избрания главы муниципального образования (за исключением поселений, в которых полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан) относится к дискреции субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Соответствующий способ избрания главы закрепляется в уставе муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменение, предусматривающее, что для городских и муниципальных округов законом субъекта Российской Федерации устанавливается не менее двух способов порядка замещения должности их глав, одним из которых должны быть муниципальные выборы. При этом необходимость установления особого регулирования способа избрания глав городских и муниципальных округов в пояснительной записке не обоснована.
Внесение указанной нормы создает противоречие с частью 2 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ, в которой содержится правило общего характера для всех муниципальных образований, при этом не предусмотрено какое-либо изъятие из него.
Законопроектом предлагается также императивно закрепить место главы городского и муниципального округа в структуре органов местного самоуправления в качестве руководителя местной администрации в случае его избрания на муниципальных выборах.
Комитет отмечает, что действующая редакция части 2 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ предоставляет субъектам Российской Федерации широкий спектр регулирования порядка избрания главы муниципального образования. С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ), обозначенной в Постановлении КС РФ от 1 декабря 2015 г. N 30-П, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать своими законами как несколько способов избрания главы муниципального образования для различных видов муниципальных образований, так и единственно возможный способ избрания главы муниципального образования для определенного вида муниципального образования. Таким образом, предложенные законопроектом изменения необоснованно сужают полномочия субъектов Российской Федерации в части определения порядка формирования органов местного самоуправления.
Следует отметить, что автором законопроекта внесен также проект федерального закона N 1237905-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в котором в отношении избрания главы городского или муниципального округа предложено совершенно противоположное решение (главы муниципальных образований, имеющих статус городского или муниципального округа, избираются на муниципальных выборах).
С учетом изменений правового поля по итогам принятия и вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" положения Федерального закона N 131-ФЗ будут подлежать пересмотру и законодательной корректировке. В связи с этим внесение таких законопроектов на данном этапе является преждевременным.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении отклонить проект федерального закона N 1237901-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.