Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1258298-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 1258298-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Параметры проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - бюджет Фонда) на рассматриваемый период сформированы в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по обязательному социальному страхованию, а также с учетом исполнения Фондом отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Основные показатели бюджета Фонда на 2022 - 2024 годы представлены в следующей таблице:
(млн. рублей)
Показатели |
2021 г. (Фед. закон N 390-ФЗ от 8.12.2020 г.) |
2021 г. (ожидаемое исполнение) |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
ДОХОДЫ |
815 663,2 |
1 201 912,7 |
988 156,5 |
1 054 630,6 |
1 125 444,3 |
от страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включая пени и штрафы |
563 625,7 |
603 620,3 |
668 626,7 |
715 164,2 |
764 324,4 |
от страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая пени и штрафы |
146 155,2 |
150 428,9 |
161 199,5 |
172 417,4 |
184 266,5 |
доходы от размещения временно свободных средств |
1 760,1 |
478,0 |
0,0 |
1 265,8 |
3 205,4 |
межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, из них: |
154 692,0 |
539 563,1 |
157 306,9 |
164 667,6 |
172 401,7 |
межбюджетные трансферты, на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов |
95 932,4 |
95 932,4 |
89 691,7 |
95 934,4 |
102 516,6 |
трансферты из федерального бюджета на выполнение Фондом государственных функций |
45 433,7 |
361 753,4 |
53 350,0 |
55 337,0 |
55 346,6 |
трансферты из бюджета ФОМС на выполнение Фондом государственных функций |
13 326,0 |
13 326,0 |
14 265,3 |
14 396,2 |
14 538,5 |
РАСХОДЫ |
833 293,3 |
1 295 894,2 |
944 117,9 |
1 011 922,0 |
1 076 178,7 |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
663 248,4 |
808 447,0 |
756 963,3 |
818 790,3 |
876 151,6 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
111 285,3 |
112 367,8 |
119 539,5 |
124 398,6 |
130 141,9 |
за счет трансфертов из федерального бюджета и бюджета ФОМСа на выполнение Фондом государственных функций |
58 759,6 |
375 079,4 |
67 615,2 |
68 733,2 |
69 885,1 |
ПРОФИЦИТ (+) ДЕФИЦИТ(-) |
-17 630,1 |
-93 981,5 |
44 038,6 |
42 708,6 |
49 265,7 |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
- 55 001,8 |
-133 100,0 |
1 850,1 |
-7 133,3 |
-8 661,6 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
37 371,7 |
39 118,5 |
42 188,6 |
49 841,9 |
57 927,2 |
При подготовке проекта бюджета Фонда на 2022 - 2024 годы были использованы следующие прогнозные показатели:
фонд заработной платы на 2020 год - 26 693 млрд. рублей, на 2021 год - 29 581 млрд. рублей, на 2022 год - 31 699 млрд. рублей, на 2023 год - 33 905 млрд. рублей и на 2024 год - 36 235 млрд. рублей;
номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника в 2020 году - 51 352 рубля, в 2021 году - 56 126 рублей, в 2022 году - 59 976 рублей, в 2023 году - 63 883 рубля, в 2024 году - 68 085 рублей;
индекс потребительских цен на 2020 год - 104,9%, на 2021 год - 105,8%, на 2022 год - 104,0%, на 2023 год - 104,0% и на 2024 год - 104,0%;
численность родившихся: на 2022 год - 1 372,9 тыс. человек, на 2023 год - 1 385,5 тыс. человек, на 2024 год - 1 399,2 тыс. человек.
Бюджет Фонда на рассматриваемый период формируется с профицитом (см. таблицу).
В соответствии с законопроектом (часть 2 статьи 2) устанавливается, что источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются: в 2023 году - остатки средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2023 года; в 2024 году - остаток средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, образовавшийся по состоянию на 1 января 2024 года.
В связи с этим, как уже неоднократно ранее, комитет обращает внимание, что в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" покрытие дефицита в системе обязательного социального страхования по любому виду страхования должно обеспечиваться за счет средств федерального бюджета. Однако межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством законопроектом не предусматриваются.
Общий объем доходов бюджета Фонда сформирован:
на 2022 год в сумме 988 156,5 млн. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 21,1 процента;
на 2023 год в сумме 1 054 630,6 млн. рублей с ростом к предыдущему году на 6,7 процента;
на 2024 год в сумме 1 125 444,3 млн. рублей с ростом к предыдущему году на 6,7 процентов.
При расчетах поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учитывались следующие параметры:
база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей в расчете на год: 1 033 000 рублей - в 2022 году, 1 100 000 рублей - в 2023 году и 1 173 000 рублей - в 2024 году;
доля застрахованного фонда заработной платы в общем объеме фонда заработной платы в размере 82,9% в 2022 - 2024 годах.
Справочно: на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утвержденный бюджет Фонда рассчитывался, исходя из указанного параметра в размере 81,8%;
пониженные тарифы страховых взносов, установленные для отдельных категорий плательщиков страховых взносов и тариф страховых взносов для плательщиков, указанных в статье 427 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 17 пункта 1).
коэффициент полноты сбора страховых взносов на уровне: 0,9980 в 2022 - 2024 годах.
При расчетах поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на период 2022 - 2024 годов принят средний по видам экономической деятельности страховой тариф в размере 0,50% к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленным по всем основаниям оплаты труда. Коэффициент полноты сбора страховых взносов (с учетом недоимки) принят на уровне 0,9865.
При расчетах объемов доходов Фонда в 2022 году от размещения временно свободных средств по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитывалось использование указанного резерва в связи с покрытием в 2021 году за счет средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обусловленного в том числе ростом выплат пособий по временной нетрудоспособности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также дополнительными расходами на выплату пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2020 г. N 402.
Общий объем расходов бюджета Фонда предусматривается:
на 2022 год в сумме 944 117,9 млн. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 13,3 процентов;
на 2023 год в сумме 1 011 922,0 млн. рублей с ростом к предыдущему году на 7,2 процента;
на 2024 год в сумме 1 076 178,7 млн. рублей с ростом к предыдущему году на 6,3 процента.
Основные направления расходов бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов:
I. Расходы бюджета Фонда на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
1. Расходы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
1.1. При определении расходов на выплату указанных пособий учитывались положения и нормы, предусматривающие:
выплату пособия за счет средств Фонда, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности (первые три дня оплачиваются за счет средств работодателя);
исчисление размера пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
предельные размеры пособий по временной нетрудоспособности исходя из стажевых периодов (рублей):
Страховой стаж |
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц |
||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||
до 5 лет |
60 |
46 924,27 |
49 947,62 |
53 295,78 |
от 5 лет до 8 лет |
80 |
62 565,70 |
66 596,82 |
71 061,04 |
свыше 8 лет |
100 |
78 207,12 |
83 246,03 |
88 826,30 |
Расходы Фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности запланированы на 2022 год в сумме 417 220,3 млн. рублей, на 2023 год - 451 013,4 млн. рублей, на 2024 год - в сумме 481 230,1 млн. рублей (из расчета оплаты 346,88 млн. дней ежегодно).
1.2. При определении расходов на выплату пособия по беременности и родам застрахованным гражданам учитывались положения и нормы, предусматривающие:
исчисление размера пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
следующие предельные размеры пособия: в 2022 году - 78 207,12 рублей, в 2023 году - 83 246,03 рублей, в 2024 году - 88 826,30 рублей.
Расходы Фонда на выплату пособия по беременности и родам прогнозируются на 2022 год в сумме 132 813,3 млн. рублей на оплату 113,32 млн. дней, на 2023 год - в сумме 144 888,4 млн. рублей на оплату 114,36 млн. дней и на 2024 год - в сумме 156 124,0 млн. рублей на оплату 115,49 млн. дней.
2. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
В соответствии с нормами указанного закона осуществляются выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременное пособие при рождении ребенка и единовременное пособие женщинам, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Расходы на выплату застрахованным лицам пособий в фиксированном размере, определены (в соответствии со статьей 4.2 указанного Федерального закона) с учетом ежегодной индексации с 1 февраля текущего года на индекс роста потребительских цен за предыдущий год: в 2022 году на 5,8%; в 2023 году - 4,0%, в 2024 году - 4,0%, а также с учетом прогнозируемого коэффициента рождаемости.
2.1. Размеры указанных пособий:
(рублей)
Наименование показателя |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Единовременное пособие при рождении ребенка (на 1 января 2022 года - 18 886,32) с 1 февраля соответствующего года |
19 981,73 |
20 781,00 |
21 612,24 |
Расходы Фонда на выплату единовременного пособия при рождении ребенка предусмотрены на 2022 год в сумме 19 862,2 млн. рублей (907,8 тыс. пособий), на 2023 год - в сумме 20 876,4 млн. рублей (916,2 тыс. пособий), на 2024 год - в сумме 21 927,1 млн. рублей (925,3 тыс. пособий).
2.2. При определении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет застрахованным гражданам, учитывались положения и нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающие:
исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
размеры минимальных пособий (см. таблицу):
(рублей)
Наименование показателя |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
(на 1 января 2022 года - 7 082,85) с 1 февраля соответствующего года |
7 493,66 |
7 793,41 |
8 105,15 |
следующие предельные размеры указанного пособия (см. таблицу):
(рублей)
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц |
||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|
40 |
31 282,85 |
33 298,41 |
35 530,52 |
Расходы Фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет запланированы на 2022 год в сумме 169 533,6 млн. рублей на оплату 12 430,21 тыс. пособий, на 2023 год -184 732,0 млн. рублей (12 529,65 тыс. пособий) и на 2024 год - 199 080,2 млн. рублей (12 654,95 тыс. пособий).
3. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле"
Расходы на выплату социального пособия на погребение, либо возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих, определены с учетом их ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года.
Размеры пособия:
(рублей)
Пособие |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
(на 1 января 2022 года - 6 424,98) с 1 февраля соответствующего года |
6 797,63 |
7 069,54 |
7 352,32 |
Расходы на указанные цели составят в 2022 году 724,8 млн. рублей, в 2023 году - 754,8 млн. рублей, в 2024 году - 785,0 млн. рублей (из расчета оплаты 97,38 тыс. пособий ежегодно).
II. Расходы бюджета Фонда на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" законопроектом предусмотрены следующие расходы на:
выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
единовременные страховые выплаты;
ежемесячные страховые выплаты;
осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;
доставку и пересылку страховых выплат.
1. При определении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принято число оплаченных дней на уровне 2 285,0 тыс. дней ежегодно, расходы на оплату которых прогнозируются на 2022 год в сумме 3 059,0 млн. рублей, на 2023 год - 3 306,8 млн. рублей, на 2024 год - 3 528,4 млн. рублей.
2. Расходы на финансовое обеспечение единовременных страховых выплат по данному виду страхования определены с учетом ежегодной индексации максимальной суммы указанных выплат для застрахованных с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года: в 2022 году на 5,8%; в 2023 году - 4,0%, в 2024 году - 4,0%.
Размеры максимальной суммы выплат:
(рублей):
Выплата |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
(на 1 января 2022 года - 108 600,52) с 1 февраля соответствующего года |
114 899,35 |
119 495,32 |
124 275,13 |
Расходы бюджета Фонда на указанные цели запланированы (из расчета оплаты 13 006 выплат ежегодно): на 2022 год - в сумме 3 320,8 млн. рублей; на 2023 год - 3 340,1 млн. рублей; на 2024 год - 3 359,6 млн. рублей.
3. Расходы на финансовое обеспечение ежемесячных страховых выплат по данному виду страхования определены с учетом ежегодной индексации размера указанных выплат с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года.
Максимальный размер выплаты:
(рублей):
Выплата |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
(на 1 января 2022 года - 83 502,90) с 1 февраля соответствующего года |
88 346,07 |
91 879,91 |
95 555,11 |
Расходы бюджета Фонда на указанные цели запланированы (из расчета оплаты 4 948,6 тыс. выплат ежегодно): на 2022 год - в сумме 68 812,7 млн. рублей; на 2023 год - 72 905,2 млн. рублей; на 2024 год - 77 241,2 млн. рублей.
4. Расходы на финансирование Фондом медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, а также на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, предусмотрены в 2022 году в сумме 29 344,9 млн. рублей, из них на финансовое обеспечение предупредительных мер - 17 757,0 млн. рублей, в 2023 году - в сумме 30 224,1 млн. рублей, из них на финансовое обеспечение предупредительных мер -18 338,7 млн. рублей, в 2024 году - в сумме 31 117,1 млн. рублей, из них на финансовое обеспечение предупредительных мер - 18 922,0 млн. рублей.
5. Расходы на доставку и пересылку страховых выплат определены на 2022 год в объеме 213,5 млн. рублей, на 2023 год - в объеме 225,7 млн. рублей, на 2024 год - в объеме 238,6 млн. рублей.
III. Расходы Фонда на реализацию отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета
(тыс. рублей)
|
Наименование публичного обязательства |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
1. |
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" |
|
|
|
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, включая административные расходы |
37 279 614,9 |
37 279 614,9 |
37 279 614,9 |
|
|
Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 262) |
|
|
|
на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами |
6 577 405,5 |
7 004 930,5 |
7 467 254,3 |
|
3. |
Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" |
|
|
|
на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда к месту лечения и обратно |
5 882 470,8 |
6 176 594,3 |
6 485 424,0 |
|
4. |
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" |
|
|
|
пособия по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет в части, превышающей размер указанного пособия, определяемый в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица; |
3 032 583,3 |
3 278 213,1 |
3 498 650,1 |
|
пособия по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в трудовой стаж нестраховых периодов; |
196 639,4 |
212 566,5 |
226 805,8 |
|
пособия по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в трудовой стаж нестраховых периодов |
35,5 |
38,3 |
40,9 |
|
5. |
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" |
|
|
|
пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм |
14 181,4 |
15 330,0 |
16 357,2 |
|
6. |
Федеральный закон от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" |
|
|
|
пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм |
316,2 |
341,9 |
364,8 |
|
7. |
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" |
|
|
|
пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм |
16,2 |
17,5 |
18,7 |
|
8. |
Статья "Оказание услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов" комплекса процессных мероприятий "Обеспечение инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий" Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" |
300 000,0 |
300 000,0 |
300 000,0 |
IV. Расходы Фонда за счет средств, передаваемых бюджету Фонда из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Фонд за счет средств, передаваемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в соответствии со статьей 4 (пп. 1 пункта 1) законопроекта осуществляет оплату услуг медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности (в том числе правовой, психологической и медико-социальной помощи), родов и послеродовом периоде, а также профилактических медицинских осмотров ребенка в начальный период его жизни, с учетом стоимости "Родового сертификата" в размере 12,0 тыс. рублей ежегодно.
На эти цели предусматриваются средства в объеме: в 2022 году - 14 265,3 млн. рублей; в 2023 году - 14 396,2 млн. рублей; в 2024 году - 14 538,5 млн. рублей.
V. Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда
На обеспечение текущей деятельности Фонда предусмотрены ассигнования на 2022 год в сумме 29 559,4 млн. рублей, на 2023 год, - в сумме 29 120,4 млн. рублей, на 2024 год, - в сумме 29 999,9 млн. рублей, которые включают расходы на оплату труда и содержание работников центрального аппарата и территориальных органов Фонда.
При расчете фонда оплаты труда на рассматриваемый период 2022 - 2024 годов предусматривается ежегодная индексация фонда оплаты труда с 1 октября 2022 года - 4,0%, в 2023 году - 4,0%; в 2024 году - 4,0%.
Прогноз остатков средств бюджета Фонда
(млн. рублей)
|
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Остаток средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на начало года |
0,0 |
1 850,1 |
0,0 |
Остаток средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на конец года |
1 850,1 |
0,0 |
0,0 |
Остаток средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на начало года |
0,0 |
42 188,6 |
86 747,2 |
Остаток средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на конец года |
42 188,6 |
86 747,2 |
136 012,8 |
Следует обратить внимание, что законопроектом не прогнозируется остаток средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на начало 2022 года, тогда как в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2020 г. N 390-ФЗ остаток средств по данному виду страхования предусматривался в сумме 92 332,05 млн. рублей; на начало 2023 года - в сумме 42 188,6 млн. рублей против 136 428,4 млн. рублей, утвержденных бюджетом Фонда.
Выводы
1. Бюджет Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2022 году формируется с профицитом. В 2023 - 2024 годах с дефицитом в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством источниками внутреннего финансирования которого в 2023 году являются остатки средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2023 года; в 2024 году - остаток средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, образовавшийся по состоянию на 1 января 2024 года.
Комитет обращает внимание, что в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" покрытие дефицита в системе обязательного социального страхования по любому виду страхования должно обеспечиваться за счет средств федерального бюджета.
2. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету Фонда предусматривают средства на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в сумме 5,7 млрд. рублей в 2022 году, в 2023 и 2024 году - 6,2 млрд. рублей и 6,5 млрд. рублей соответственно. Вместе с этим проблема, связанная с реализацией социальных гарантий по предоставлению гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, путевок на санаторно-курортное лечение, остается неурегулированной. Обеспеченность льготных категорий граждан данной социальной услугой ежегодно уменьшается. В 2020 году степень обеспечения граждан составила 19,8% (в 2019 году - 21,9%, в 2018 году - 22,5%, в 2017 году - 23,2%).
С учетом замечаний, комитет рекомендует проект федерального закона N 1258298-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" к принятию в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.