Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 1258298-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) рассмотрел в пределах компетенции проект федерального закона N 1258298-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", внесенный Правительством Российской Федерации и подготовленный в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных законов и нормативных правовых актов.
Исходной базой составления бюджета Фонда являются среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (базовый вариант), показатели отчета об исполнении бюджета Фонда за 2020 год, оценка исполнения бюджета за 2021 год и прогноз рождаемости.
Доходная часть бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов сформирована в соответствии с нормами главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации, проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и других нормативных правовых актов.
Расходы бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов определены в соответствии с нормами Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", законодательства в части страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и других нормативных правовых актов.
Основные характеристики бюджета Фонда 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
(млн. рублей)
Показатели |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2020 г. N 390-ФЗ 1 |
Проект федерального закона N 1258298-7 |
|||
Доходы - всего, в том числе: |
815 663,2 |
988 156,5 |
1 054 630,6 |
1 125 444,3 |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в том числе: |
608 246,6 |
758 813,3 |
811 657,0 |
867 490,1 |
средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков |
95 932,4 |
89 691,7 |
95 934,4 |
102 516,6 |
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
148 657,0 |
161 728,0 |
174 240,5 |
188 069,1 |
- средства, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, из: |
|
|
|
|
федерального бюджета |
45 433,7 |
53 350,0 |
54 337,0 |
55 346,6 |
бюджета ФОМС |
13 326,0 |
14 265,3 |
14 396,2 |
14 538,5 |
Расходы - всего, в том числе: |
833 293,3 |
944 117,9 |
1 011 922,0 |
1 076 178,7 |
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
663 248,4 |
756 963,3 |
818 790,3 |
876 151,6 |
доля расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общих расходах |
79,6% |
80,2% |
80,9% |
81,4% |
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
111 285,3 |
119 539,5 |
124 398,6 |
130 141,9 |
доля расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общих расходах |
13,4% |
12,7% |
12,3% |
12,1% |
Профицит(+)/дефицит (-) |
- 17 630,1 |
+ 44 038,6 |
+ 42 708,6 |
+ 49 265,7 |
в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
- 55 001,8 |
+ 1 850,1 |
- 7 133,3 |
-8 661,6 |
в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
+ 37 371,7 |
+ 42 188,6 |
+ 49 841,9 |
+ 57 927,2 |
------------------------------
1 Федеральный закон от 08.12.2020 N 390-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
------------------------------
Показатели, используемые при произведении расчетов
Показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
фонд заработной платы (млрд. рублей) |
26 693 |
29 581 |
31 699 |
33 905 |
36 235 |
104,9% |
105,8% |
104,0% |
104,0% |
104,0% |
|
номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника (рублей) |
51 352 |
56 126 |
59 976 |
63 883 |
68 085 |
численность родившихся (тыс. человек) |
1 436,5 |
1 347,7 |
1 372,9 |
1 385,5 |
1 399,2 |
Расходы
1. Расходы Фонда на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Расходы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
1. На основе положений и норм Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов произведен расчет расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам исходя из фактического исполнения бюджета Фонда за 2019 и 2020 годы, ожидаемого исполнения бюджета Фонда в 2021 году и с учетом прогнозируемого роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы и предельного размера пособия, а также с учетом исчисления размера пособия в случае необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет вне зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица.
При определении расходов на выплату пособия по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, учитывались положения и нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающие:
исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов.
2. В соответствии с нормами Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" произведен расчет расходов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и единовременного пособия при рождении ребенка гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Размеры пособий застрахованным лицам, имеющим детей, установленные в фиксированном размере в 2022 - 2024 годах, определены с учетом их ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года. Таким образом, коэффициенты индексации с 1 февраля в 2022 - 2024 годах составят:
в 2022 году - 1,058;
в 2023 году - 1,040;
в 2024 году - 1,040.
Расходы по финансированию пособий и иных выплат гражданам в связи с рождением и воспитанием детей
(млн. руб.)
Виды расходов |
Объемы бюджетных ассигнований |
||
2022 год |
Плановый период |
||
2023 год |
2024 год |
||
1. Выплата пособия по беременности и родам |
132 813,3 (+2 698,1 или 102,1% к предыдущему году) |
144 888,4 (+12 075,1 или 109,1% к предыдущему году) |
156 124,0 (+11 235,6 или 107, 8% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых дней (млн.) |
113,32 (-5,25) |
114,36 (+1,04) |
115,49 (+1,13) |
2. Выплата единовременного пособия при рождении ребенка |
19 862,2 (+42,1 или 100,2% к предыдущему году) |
20 876,4 (+1 014,2 или 105,1% к предыдущему году) |
21 927,1 (+1 050,7 или 105,0% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых пособий (тыс.) |
907,8 (-59,3) |
916,2 (+8,4) |
925,3 (+9,1) |
3. Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
169 533,6 (+1 984,6 или 101,2% к предыдущему году) |
184 732,0 (+15 198,4 или 109,0% к предыдущему году) |
199 080,2 (+14 348,2 или 107,8% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых пособий (тыс.) |
12 430,21 (-1 023,64) |
12 529,65 (+99,44) |
12 654,95 (+125,3) |
ИТОГО: |
322 209,12 (+4 216,7 или 101,3% к предыдущему году) |
350 496,8 (+28 287,6 или 108,8% к предыдущему году) |
377 131,3 (+26 634,5 или 107,6% к предыдущему году) |
Размеры пособий и иных выплат гражданам в связи с рождением и воспитанием детей
(руб.)
Наименование показателя |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Пособие по беременности и родам |
100% размера среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов 1 |
|||
Предельная сумма выплаты в месяц | ||||
74 001,10 |
78 207,12 |
83 246,03 |
88 826,30 |
|
Единовременное пособие при рождении ребенка |
|
|
|
|
С января |
18 004,12 |
18 886,32 |
19 981,73 |
20 781,00 |
С февраля |
18 688,28 |
19 981,73 |
20 781,00 |
21 612,24 |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет |
40% размера среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов |
|||
Предельная сумма выплаты в месяц | ||||
29 600,44 |
31 282,85 |
33 298,41 |
35 530,52 |
|
Минимальный размер | ||||
С января |
6 752,00 |
7 082,85 |
7 493,66 |
7 793,41 |
С февраля |
7 008,58 |
7 493,66 |
7 793,41 |
8 105,15 |
Средний размер (тыс. руб) |
12 453,61 |
13 638,84 |
14 743,59 |
15 731,41 |
------------------------------
1 1 033 000 рублей - в 2022 году, 1 100 000 рублей - в 2023 году и 1 173 000 рублей в 2024 году
------------------------------
2. Расходы Фонда на обеспечение отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета
Виды расходов |
Объемы бюджетных ассигнований |
||
2022 год |
Плановый период |
||
2023 год |
2024 год |
||
- расходы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 262) на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами (млн. руб.) |
6 577,4 (+335,4 или 105,4% к предыдущему году) |
7 004,9 (+427,5 или 106,5% к предыдущему году) |
7 467,3 (+462,4 или 106,6% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых дней (млн.) |
1,64 |
1,64 |
1,64 |
среднедневной размер (руб.) |
4 003,29 |
4 263,50 |
4 544,89 |
- расходы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством": пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет в части, превышающей размер указанного пособия, определяемый в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (млн. руб.) |
3 032,6 |
3 278,2 |
3 498,7 |
- на выплату пособий по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов (млн. руб.) |
0,036 |
0,038 |
0,041 |
- по статье "Оказание услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов" комплекса процессных мероприятий "Обеспечение инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий" Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" подраздела "Охрана семьи и детства" раздела "Социальная политика" (млн. руб.) |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
3. Межбюджетный трансферт из бюджета ФОМС
Виды расходов |
Объемы бюджетных ассигнований |
||
2022 год |
Плановый период |
||
2023 год |
2024 год |
||
Оплата услуг по оказанию медицинской помощи, оказанных женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период (млн. руб.) |
14 265,3 |
14 396,2 |
14 538,5 |
стоимость родового сертификата (руб.) |
12 000 |
12 000 |
12 000 |
Выводы
Анализ проекта федерального закона N 1258298-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и приведенных данных позволяет сделать следующие выводы.
1. Основные характеристики бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов:
(млн. руб.)
Показатели |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Доходы - всего |
988 156,5 |
1 054 630,6 |
1 125 444,3 |
Расходы - всего |
944 117,9 |
1 011 922,0 |
1 076 178,7 |
Профицит (+) / дефицит(-) |
44 038,6 |
42 708,6 |
49 265,7 |
2. На осуществление Фондом деятельности, связанной с выполнением государственных функций по реализации демографической политики государства, направленной на поддержку граждан, имеющих детей, в 2022 году на выплату пособий в связи с материнством планируется направить 322 209,2 млн. руб. (+4 216,7 или 101,3% к предыдущему году), в 2023 году - 350 496,8 млн. руб. (+28 287,6 или 108,8% к предыдущему году), в 2024 году - 377 131,3 млн. руб. (+26 634,5 или 107,6% к предыдущему году).
3. При исчислении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет учитывались положения и нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающие:
исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
индексацию минимальных размеров пособий в 2022 - 2024 годах с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года. Таким образом, коэффициенты индексации с 1 февраля в 2022 - 2024 годах составят:
в 2022 году - 1,058;
в 2023 году - 1,040;
в 2024 году - 1,040.
4. Расходы на выплату пособий в связи с рождением и воспитанием детей изменяются с учетом индексации пособий с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года, выплачиваемых в фиксированном размере, темпа изменения рождаемости, а также роста среднего размера пособий, исчисляемых из средней заработной платы, и суммы застрахованного заработка.
5. Расходы на исполнение отдельных государственных полномочий за счет средств федерального бюджета и средств бюджета ФОМС предусмотрены на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в объемах соответствующих поступлений.
6. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:
в 2022 году - 89 691,7 млн. рублей,
в 2023 году - 95 934,4 млн. рублей,
в 2024 году - 102 516,6 млн. рублей.
7. Проектом федерального закона предусмотрено использование в 2022 году остатков средств федерального бюджета и бюджета ФОМС по состоянию на 1 января 2022 г., образовавшихся в результате неполного использования бюджетных ассигнований.
8. В 2022 году остатки средств бюджета Фонда на начало соответствующего финансового года в объеме не более одной двадцать четвертой объема расходов бюджета Фонда, за исключением средств, поступивших в форме межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета и бюджета ФОМС, направляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Фонда.
9. Фонд в 2022 году вправе осуществлять финансовое обеспечение покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Фонда в текущем финансовом году, в объеме не более одной двадцать четвертой общего объема расходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет остатков средств бюджета Фонда на начало 2022 года, за исключением средств, поступивших в форме межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
10. Фонд в 2022 году ежеквартально исходя из фактического остатка средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, привлекает средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в объеме, достаточном для покрытия дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
11. Фонд в 2022 году осуществляет оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг, оказанных женщинам в период беременности, в сумме 4,0 тыс. рублей (услуг по оказанию медицинской помощи в сумме 3,0 тыс. рублей и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи в сумме 1,0 тыс. рублей) и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанных организациях, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев, в течение которых проводились профилактические медицинские осмотры, за каждого ребенка с момента постановки его на учет, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
12. В соответствии с принятыми изменениями (Федеральный закон от 26.05.2021 N 151-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") с 1 июля 2021 года отменено единовременное пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности, и введено ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности и ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет (одиноким родителям), которые будут выплачиваться по линии Пенсионного фонда Российской Федерации, предусмотрены соответствующие межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
13. С 1 сентября 2021 года действует новый порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет. Такое пособие будет оплачиваться в размере 100% среднего заработка родителя, который ухаживает за ребенком, вне зависимости от стажа работы родителя.
14. Проектом установлено, что Фонд в 2022 - 2024 годах осуществляет реализацию пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, правила реализации которого, включая перечень мероприятий, финансируемых в рамках его реализации, определяются Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
15. Проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" в полной мере соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
16. Проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
17. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 1258298-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель комитета |
Н.А. Останина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.