Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1258298-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 1258298-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее соответственно - Бюджет Фонда, Фонд, ФСС) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов сформирован и представлен в Государственную Думу в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, законодательства в области социальной политики, а также проектов федеральных законов "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и других законопроектов, внесенных одновременно с проектом федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Основные показатели бюджета Фонда на 2021 - 2024 годы представлены в следующей таблице:
(млрд.рублей)
Показатели |
2021 Утвержденные показатели |
2022 проект |
2023 проект |
2024 проект |
2022 в % к 2021 |
ДОХОДЫ |
815,7 |
988,2 |
1 054,6 |
1 125,4 |
121,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
608,2 |
758,8 |
811,7 |
867,5 |
124,8 |
из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда |
95,9 |
89,7 |
95,9 |
102,5 |
93,5 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
148,7 |
161,7 |
174,2 |
188,1 |
108,7 |
межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий |
58,8 |
67,6 |
68,7 |
69,9 |
115,0 |
средства федерального бюджета |
45,4 |
53,3 |
54,3 |
55,3 |
117,4 |
средства бюджета ФОМС |
13,3 |
14,3 |
14,4 |
14,5 |
107,5 |
РАСХОДЫ |
833,3 |
944,1 |
1 011,9 |
1 076,2 |
113,3 |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
663,2 |
757,0 |
818,8 |
876,2 |
114,1 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
111,3 |
119,5 |
124,4 |
130,1 |
107,4 |
исполнение отдельных государственных полномочий |
58,8 |
67,6 |
68,7 |
69,9 |
115,0 |
ПРОФИЦИТ/ДЕФИЦИТ |
-17,6 |
44,0 |
42,7 |
49,3 |
|
в том числе по: |
|
|
|
|
|
обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
-55,0 |
1,9 |
-7,1 |
- 8,7 |
|
обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
37,4 |
42,2 |
49,8 |
57,9 |
|
Особенности формирования бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов обусловлены следующими положениями:
- для отдельных категорий плательщиков страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов;
- сохранены действующие с 2006 года страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2% до 8,5%), дифференцированные по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска (32 класса);
- с 1 января 2022 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков со среднесписочной численностью работников свыше 250 человек, пониженные тарифы страховых взносов применяются только в случае соответствия плательщика всем условиям, предусмотренным подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации;
- с 2024 года отменяются льготы по страховым взносам для российских организаций, осуществляющих производство и реализацию анимационной аудиовизуальной продукции. В связи с этим доходы от уплаты страховых взносов указанными организациями в 2024 году увеличатся на 55% по сравнению с показателем 2023 года и составят 35 009,0 тыс. рублей (на 2023 год доходы запланированы в объеме 22 591,6 тыс. рублей).
При этом главным администратором доходов в части страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является ФНС России, а в части страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - ФСС.
Согласно задачам, поставленным Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, в проекте бюджета ФСС предусмотрены средства на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком в возрасте до 8 лет в размере 100% среднего заработка независимо от стажа работы родителя. Данные гарантии начали реализовываться уже с 1 сентября 2021 года.
В 2022 году планируется осуществлять предоставление дополнительных мер поддержки отдельным категориям граждан в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на поддержку трудоустройства безработных граждан за счет прогнозируемого на 1 января 2022 года остатка средств федерального бюджета, выделенных на данные цели в предыдущие годы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" без ограничения каким-либо сроком Фонд предоставляет медицинским работникам, пострадавшим от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и работающим с пациентами с подозрением на эту инфекцию, дополнительные гарантии в виде единовременной страховой выплаты сверх выплат, предусмотренных Федеральным законом N 125-ФЗ. Счетная палата отмечает, что средства на данные выплаты в проекте бюджета ФСС не предусматриваются.
Эксперты РЭУ им. Г.В. Плеханова отмечают: "Существенное (в 2,6 раз) сокращение трансфертов из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования, что обусловлено завершением финансирования с 2022 года специальных социальных выплат медработникам за работу с больными COVID-19. По нашему мнению, прекращение финансирования указанных выплат является преждевременным ввиду высокой вероятности четвертой волны мировой пандемии коронавируса, а также ухудшения ситуации с распространением коронавирусной инфекции в России в 3 квартале 2021 года. В этой связи считаем необходимым восстановить в составе межбюджетных трансфертов ФСС указанный вид выплат для медработников, что, по нашему мнению, обеспечит поддержку системы российского здравоохранения в условиях продолжающейся пандемии в части стимулирования занятых в борьбе с распространением коронавируса медицинских работников".
Комитет отмечает, что финансирование данных выплат в 2020 и 2021 годах осуществлялось за счет трансфертов из резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемого в течение финансового года в соответствии с возникшей потребностью. В 2022 году планируется продолжение осуществления данных выплат по аналогичной схеме обеспечения за счет межбюджетных трансфертов из резервного фонда Правительства Российской Федерации, а также за счет остатков по состоянию на 1 января 2022 года, образовавшихся в результате неполного использования и направляемых в 2022 году на те же цели.
В 2022 - 2024 годах планируется осуществление Фондом пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
В законопроекте предусмотрено новое положение о предоставлении Фондом в 2022 - 2024 годах федеральным государственным бюджетным учреждениям, в отношении которых Фонд осуществляет функции и полномочия учредителя (далее также - центры реабилитации), субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, субсидии на иные цели, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации (далее также - субсидии на капитальные вложения) (статья 6 законопроекта).
В 2022 году Фонд вправе в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в рамках страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по данному виду обязательного социального страхования.
В 2022 году объем средств, направляемый на указанные цели, может быть увеличен до 30% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности по данному виду обязательного социального страхования. При этом дополнительно направленные средства (10%) могут быть израсходованы страхователями на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости.
В основу формирования проекта бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов заложены следующие показатели "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года:
фонд заработной платы на 2020 год - 26 693 млрд. рублей, на 2021 год - 29 581 млрд. рублей, на 2022 год - 31 699 млрд. рублей, на 2023 год - 33 905 млрд. рублей и на 2024 год - 36 235 млрд. рублей;
индекс потребительских цен на 2020 год - 104,9%, на 2021 год - 105,8%, на 2022 - 2024 годы - 104,0% ежегодно;
номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника в 2020 году - 51 352 рубля, в 2021 году - 56 126 рублей, в 2022 году - 59 976 рублей, в 2023 году - 63 883 рубля, в 2024 году - 68 085 рублей;
численность родившихся: на 2022 год - 1 372,9 тыс. человек, на 2023 год - 1 385,5 тыс. человек, на 2024 год - 1 399,2 тыс. человек.
Общий объем доходов бюджета Фонда прогнозируется:
на 2022 год в сумме 988,2 млрд. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 21,1 процента;
на 2023 год в сумме 1 054,6 млрд. рублей с ростом к предыдущему году на 6,7 процента;
на 2024 год в сумме 1 125,4 млрд. рублей с ростом к предыдущему году на 6,7 процента.
Ежегодное увеличение доходов бюджета ФСС в целом по отношению к предыдущему году обусловлено повышением прогнозируемого фонда заработной платы.
Всего межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда из федерального бюджета в 2022 году предусмотрены в объеме 143,0 млрд. рублей (101,1% к 2021 году), в 2023 году - 150,3 млрд. рублей (105,1% к 2022 году), в 2024 году - 157,9 млрд. рублей (105,1% к 2023 году).
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков предусматриваются на 2022 год в сумме 89,7 млрд. рублей, на 2023 год - 95,9 млрд. рублей и на 2024 год - 102,5 млрд. рублей.
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, предусматриваются на 2022 год в сумме 53,3 млрд. рублей, на 2023 год - 54,3 млрд. рублей и на 2024 год - 55,3 млрд. рублей.
Средства из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в начальный период его жизни предусмотрены в 2023 году в сумме 14,3 млрд. рублей, в 2023 году - 14,4 млрд. рублей и в 2024 году - 14,5 млрд. рублей.
Общий объем расходов бюджета Фонда предусматривается:
на 2022 год в сумме 944,1 млрд. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 13,3 процента;
на 2023 год в сумме 1 011,9 млрд. рублей с ростом к предыдущему году на 7,2 процента;
на 2024 год в сумме 1 076,2 млрд. рублей с сростом к предыдущему году на 6,4 процента.
В целом объем профицита бюджета Фонда планируется в 2022 году в сумме 44,0 млрд. рублей, в 2023 году 42,7 млрд. рублей и в 2023 году в объеме 49,3 млрд. рублей.
По обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством доходы прогнозируются в 2022 году в сумме 758,8 млрд. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 24,8%, в 2023 году - 811,7 млрд. рублей (с ростом на 7,0%) и в 2024 году - 867,5 млрд. рублей (с ростом на 6,9%) .
Счетная палата отмечает, что ежегодные доходы по данному виду обязательного социального страхования сформированы в законопроекте без учета погашения Фондом кредиторской задолженности перед страхователями, сложившейся в сумме превышения произведенных ими до 2021 года расходов на выплату пособий над суммой начисленных страховых взносов (далее также - кредиторская задолженность). Указанная кредиторская задолженность ФСС по состоянию на 1 января 2021 года составляла 95,4 млрд. рублей. Фондом к концу 2021 года запланировано погасить ее в полном объеме. По состоянию на 1 сентября 2021 года ФСС и ФНС России приняты меры по погашению кредиторской задолженности в сумме 49,4 млрд. рублей (51,8% общего объема задолженности на 1 января 2021 года).
Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определены в 2022 году в сумме 757,0 млрд. рублей (с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 14,1%), в 2023 году - 818,8 млрд. рублей (с ростом на 8,2%) и в 2023 году - 876,2 млрд. рублей (с ростом на 7,0%).
По данному виду страхования бюджет Фонда формируется с профицитом в 2022 году в объеме 1,9 млрд. рублей, в 2023 году и в 2024 году с дефицитом - 7,1 млрд. рублей и 8,7 млрд. рублей соответственно.
Покрытие дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2023 году предусматривается за счет использования остатка средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, образовавшегося по состоянию на 1 января 2023 года в сумме 1,9 млрд. рублей и за счет остатка средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, образовавшегося по состоянию на 1 января 2023 года в сумме 5,2 млрд. рублей, в 2024 году - за счет использования остатка средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, образовавшегося по состоянию на 1 января 2024 года в сумме 8,7 млрд. рублей.
На обеспечение сбалансированности бюджета Фонда межбюджетные трансферты из федерального бюджета не предусматриваются.
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов в своем заключении отмечает, что "В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" покрытие дефицита в системе обязательного социального страхования по любому виду страхования должно обеспечиваться за счет средств федерального бюджета. Однако межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством законопроектом не предусматриваются".
Эксперты Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в своем заключении отмечают: "Предлагаем в дальнейшем исключить практику подобного перекрестного финансирования (одного вида обязательного социального страхования за счет другого), которая продолжается с 2012 года, и предусмотреть в проекте федерального бюджета компенсацию средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на указанные цели в 2022 году".
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2022 году доходы прогнозируются в сумме 161,7 млрд. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 8,7%, в 2023 году - 174,2 млрд. рублей с ростом к предыдущему году на 7,7% и в 2024 году - 188,1 млрд. рублей с ростом к предыдущему году на 8,0%.
Расходы по данному виду страхования предусматриваются в 2022 году в сумме 119,5 млрд. рублей (с ростом к прогнозируемым показателям предыдущего года на 7,4%), в 2023 году - 124,4 млрд. рублей (с ростом на 4,1%) и в 2024 году - 130,1 млрд. рублей (с ростом на 4,6%).
С 2006 года по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджет Фонда исполняется с профицитом. В 2022 году по указанному виду страхования планируется профицит в объеме 42,2 млрд. рублей, в 2023 году - 49,8 млрд. рублей и в 2024 году - 57,9 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (включая пени и штрафы) планируется в 2022 году в сумме 668,6 млрд. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 105,0 млрд. рублей или на 18,6% , в 2023 году - 715,2 млрд. рублей (с ростом к предыдущему году на 46,6 млрд. рублей или на 7,0%) и в 2024 году - 764,3 млрд. рублей (с ростом к предыдущему году на 49,1 млрд. рублей или на 6,9%).
База для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении каждого физического лица определена в объеме, не превышающем в расчете на год 1 033 тыс. рублей в 2022 году, 1 100 тыс. рублей в 2023 году и 1 173 тыс. рублей в 2024 году (в 2021 году - 966 тыс. рублей).
Поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством рассчитаны с учетом пониженных тарифов страховых взносов (от нулевого тарифа до 2,0%) для некоторых категорий плательщиков, в том числе для организаций, получивших статус участников проекта "Сколково", организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, для благотворительных организаций, организаций со статусом участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь, организаций, являющихся резидентами территории опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток, резидентов особой экономической зоны в Калининградской области.
Коэффициент полноты сбора страховых взносов прогнозируется на 2022 - 2024 годы на уровне 0,9980 (0,9975 в 2021 году).
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 - 2024 годы определен средний по видам экономической деятельности страховой тариф в размере 0,50% к начисленной по всем основаниям заработной плате и коэффициент полноты сбора страховых взносов в размере 0,9865 (0,992 в 2021 году).
Общая сумма поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимку, пени и штрафы, предусмотрена в бюджете Фонда на 2022 год в объеме 161,2 млрд. рублей, на 2023 год - 172,4 млрд. рублей и на 2024 год - 184,3 млрд. рублей.
В связи с необходимостью покрытия дефицита по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний размещение средств резерва по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2022 году не планируется, в 2023 году планируется в объеме 26,7 млрд. рублей, в 2024 году - 67,7 млрд. рублей (в 2,5 раза больше, чем в 2023 году).
Доходы от размещения временно свободных средств резерва в 2022 году не запланированы, в 2023 году запланированы в объеме - 1,3 млрд. рублей, в 2024 году - 3,2 млрд. рублей.
Поступления капитализированных платежей предприятий прогнозируются на 2022 год в объеме 318,5 млн. рублей (70,7% к 2021 году), на 2023 год - 316,6 млн. рублей (99,4% к 2022 году) и на 2024 год - 318,4 млн. рублей (100,6% к 2023 году). Счетная палата отмечает, что поступления данных платежей ожидаются в 2022 - 2024 годах в 60 территориальных органах Фонда. Средний объем платежа одного страхователя на 2022 год принят в размере 2 109,19 тыс. рублей, на 2023 год - 2 096,95 тыс. рублей, на 2024 год - 2 108,68 тыс. рублей. Поступления предполагаются от 151 страхователя ежегодно.
Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, определен на 2022 год в сумме 825,2 млрд. рублей или 87,4% от всех расходов бюджета Фонда, на 2023 год - 892,3 млрд. рублей и на 2024 год - 954,5 млрд. рублей.
Счетная палата отмечает, что при определении объема трансфертов на выполнение публичных нормативных обязательств нарушений не установлено.
По обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности предусматриваются на 2022 год в сумме 417,2 млрд. рублей, на 2023 год - 451,0 млрд. рублей и на 2024 год - 481,2 млрд. рублей на оплату 346,88 млн. дней ежегодно (выше запланированного уровня 2021 года на 31,97 млн. дней).
Среднедневной размер пособия на 2022 год определен в сумме 1 202,78 рубля с ростом к запланированному уровню 2021 года на 14,7%, на 2023 год - 1 300,20 рубля и в 2024 году - 1 387,31 рубля.
Размеры пособий застрахованным лицам, имеющим детей, установленные в фиксированном размере в 2022 - 2024 годах, определены с учетом их ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года: в 2022 году на 5,8%; в 2023 году - на 4,0% и в 2024 году - на 4,0%.
Расходы Фонда на выплату пособия по беременности и родам прогнозируются на 2022 год в сумме 132,8 млрд. рублей на оплату 113,3 млн. дней, на 2023 год - 144,9 млрд. рублей на оплату 114,4 млн. дней и на 2024 год - 156,1 млрд. рублей на оплату 115,5 млн. дней.
Среднедневной размер пособия по беременности и родам на 2022 год определен в сумме 1 172,02 рубля с ростом к запланированному уровню 2021 года на 6,8%, на 2023 год - 1 266,95 рубля и на 2024 год - 1 351,84 рубля.
Расходы Фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет запланированы на 2022 год в сумме 169,5 млрд. рублей, на 2023 год - 184,7 млрд. рублей и на 2024 год - 199,1 млрд. рублей на оплату 12,4 млн. пособий, 12,5 млн. пособий и 12,7 млн. пособий соответственно.
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет будет проиндексирован с 1 февраля соответственно по годам на 5,8%, 4,0% и 4,0%. Средний размер пособия в 2022 году планируется 13 638,84 рубля, в 2023 году - 14 743,59 рубля и в 2024 году - 15 731,41 рубля.
Расходы Фонда на выплату единовременного пособия при рождении ребенка предусмотрены на 2022 год в сумме 19,9 млрд. рублей (на оплату 907,8 тыс. пособий), на 2023 год - 20,9 млрд. рублей (916,2 тыс. пособий) и на 2024 год - 21,9 млрд. рублей (925,3 тыс. пособий).
Размеры пособий на выплату социального пособия на погребение либо возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих, также проиндексированы на индекс потребительских цен предыдущего года и составят с 1 февраля соответствующего года 6,8 тыс. рублей, 7,1 тыс. рублей и 7,4 тыс. рублей соответственно по годам.
Расходы на указанные цели составят в 2022 году 0,72 млрд. рублей, в 2023 году - 0,75 млрд. рублей и в 2024 году - 0,79 млрд. рублей на оплату 97,38 тыс. пособий ежегодно.
Расходы Фонда на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрены в следующих объемах:
- на выплату пособия по временной нетрудоспособности, исходя из числа оплаченных дней на уровне 2,29 млн. дней по всем годам с сокращением к уровню 2021 года на 0,33 млн. дней, в 2022 году в сумме 3,1 млрд. рублей, в 2023 году - 3,3 млрд. рублей и в 2024 году - 3,5 млрд. рублей.
- на финансирование 13,0 тысяч единовременных страховых выплат ежегодно (в 2021 году - 10,4 тысяч выплат) предусмотрено 3,3 млрд. рублей в 2022 и 2023 годах ежегодно и 3,4 млрд.рублей в 2024 году. Средний размер единовременной страховой выплаты прогнозируется в размере 255 326,31 рубля, 256 812,99 рубля, 258 308,02 рубля соответственно по годам. Счетная палата отмечает, что в 2022 году планируется увеличение на 38,6% расходов на единовременные страховые выплаты, что обусловлено увеличением численности получателей в 2022 году по сравнению с 2021 годом (на 25,5%), а также индексацией суммы, исходя их которой исчисляется размер единовременных выплат застрахованным с 1 февраля 2022 года (на 5,8%);
- на ежемесячные страховые выплаты предусмотрены средства по годам в сумме 68,8 млрд. рублей, 72,9 млрд. рублей и 77,2 млрд. рублей на оплату 4,9 млн. выплат ежегодно, с учетом установленного законопроектом проиндексированного с 1 февраля максимального размера ежемесячной страховой выплаты в 2022 году в сумме 88 346,07 рубля, в 2023 году - 91 879,91 рубля и в 2024 году - 95 555,11 рубля;
- на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, а также на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников предусматривается в 2022 году в сумме 29,3 млрд. рублей, в 2023 году - в сумме 30,2 млрд. рублей и в 2024 году - в сумме 31,1 млрд. рублей.
Проектом бюджета Фонда предусмотрены средства на предоставление субсидий на выполнение государственного задания 12 центрам реабилитации Фонда 4,1 млрд. рублей в 2022 - 2024 годах ежегодно.
Кроме того, в проекте бюджета ФСС центрам реабилитации запланированы субсидии на иные цели в 2022 году в размере 195 098,5 тыс. рублей (61,7% к 2021 году), на 2023 и 2024 годы - 152 844,6 тыс. рублей (78,3% к 2022 году). Субсидии предоставляются на приобретение медицинского, хозяйственного и технологического оборудования, автотранспортных средств, а также на проведение работ по капитальному ремонту зданий, благоустройству земельных участков, находящихся в пользовании центров реабилитации.
На обеспечение отдельных государственных полномочий за счет трансферта из федерального бюджета предусматривается направить:
- на выплату пособия гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм, на 2022 год в сумме 0,015 млрд. рублей, на 2023 год - 0,016 млрд. рублей и на 2024 год - 0,017 млрд. рублей;
- на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами - в 2022 году в сумме 6,6 млрд. рублей, в 2023 году - 7,0 млрд. рублей и в 2024 году - 7,5 млрд. рублей на оплату 1,64 млн. дней ежегодно.
На финансовое обеспечение расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком в возрасте до 8 лет в проекте бюджета ФСС предусмотрены межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2022 год в объеме 3,0 млрд. рублей, на 2023 год - 3,3 млрд. рублей и на 2024 год - 3,5 млрд. рублей.
Счетная палата отмечает, что остатки средств на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, составят на конец 2021 года 22,4 млн. рублей (расчетно), что в 1,7 раза превышает потребность средств федерального бюджета на данные выплаты на 2022 год (14,5 млн. рублей). Таким образом, необходимость выделения бюджету ФСС из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в объеме 22,4 млн. рублей на выплату указанных пособий, по мнению Счетной палаты, отсутствует.
Счетная палата отмечает, что в 2022 году в проекте бюджета ФСС не предусмотрены средства на предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на поддержку трудоустройства безработных граждан, на социальные выплаты отдельным категориям граждан в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), на обеспечение сбалансированности бюджета ФСС.
С 1 января 2022 года Фонд будет осуществлять реализацию пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов. Расходы на данные цели за счет средств федерального бюджета предусмотрены в объеме 300 000,0 тыс. рублей ежегодно. Планируется, что пилотный проект будет осуществляться в 2 субъектах Российской Федерации (Свердловская и Тюменская области).
Основную долю расходов бюджета Фонда за счет средств федерального бюджета составляют расходы на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (ТСР). В 2022 - 2024 годах законопроектом предусматривается направлять ежегодно 37,3 млрд. рублей, из них на административные расходы 1,0 млрд. рублей в 2022 - 2023 годах ежегодно и 1,1 млрд.рублей в 2024 году.
Фонд осуществляет полномочия по обеспечению инвалидов ТСР в 84 субъектах Российской Федерации и г. Байконуре. Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению инвалидов ТСР в 2021 году будут осуществляться только в г. Москве.
Счетная палата отмечает, что общая потребность в средствах для обеспечения инвалидов ТСР на 1 января 2021 года составляет 50 781 659,7 тыс. рублей, в том числе 9,6 млрд. рублей - задолженность перед инвалидами на 1 января 2021 года.
Проектом федерального закона установлены объемы межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению в бюджет Фонда из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в объеме 5,9 млрд. рублей в 2022 году, 6,2 млрд.рублей в 2023 году и 6,5 млрд.рублей в 2024 году.
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов отмечает, что "проблема, связанная с реализацией социальных гарантий по предоставлению гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, путевок на санаторно-курортное лечение, остается неурегулированной. Обеспеченность льготных категорий граждан данной социальной услугой ежегодно уменьшается. В 2020 году степень обеспечения граждан составила 19,8% (в 2019 году - 21,9%, в 2018 году - 22,5%, в 2017 году - 23,2%)".
За счет трансферта, передаваемого из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Фондом предусмотрены расходы на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также в части профилактического наблюдения ребенка в начальный период его жизни, в объемах поступлений соответственно по годам в сумме 14,3 млрд. рублей, 14,4 млрд. рублей и в 14,5 млрд. рублей. Стоимость родового сертификата сохранена в 2022 году в размере 12,0 тыс. рублей (на уровне 2021 года).
Расходы на содержание органов Фонда предусматриваются на 2022 год в сумме 22,1 млрд. рублей, на 2023 год - 22,3 млрд. рублей и на 2024 год - 23,2 млрд. рублей.
На оплату труда работников центрального аппарата и территориальных органов Фонда численностью 33 510 штатных единиц запланировано на 2022 год 23,0 млрд. рублей, на 2023 год - 23,2 млрд. рублей и на 2024 год - 24,2 млрд. рублей.
Расходы в сфере информационно-коммуникационных технологий предусматриваются на 2022 году 3,7 млрд.рублей, в 2023 году в сумме 2,9 млрд. рублей, в 2024 году - 2,9 млрд. рублей.
Наибольшая доля средств на закупки в сфере информационно-коммуникационных технологий запланирована на развитие и эксплуатацию ФГИС ЕИИС "Соцстрах" (2022 год - 33,6%, 2023 год - 41,4%, 2024 год - 41,2%).
На капитальные вложения законопроектом предусмотрено направить в 2022 году 0,4 млрд. рублей, в 2023 году - 0,2 млрд. рублей. В 2024 году средства не предусмотрены. В 2022 - 2023 годах планируется строительство и реконструкцию объектов, начатых в прошлые годы. Начинать новое строительство (реконструкцию) зданий, а также приобретение объектов недвижимости не планируется. В 2022 году планируется завершить строительство здания Ленинградского регионального отделения Фонда, а также строительство теплого перехода из спального корпуса N 3 в водогрязелечебницу, реконструкция комплекса очистных сооружений Центра реабилитации "Вятские Увалы". В 2023 году предполагается окончание реконструкции здания Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда в г. Санкт-Петербурге, а также спального корпуса на 170 мест, очистных сооружений, реконструкции котельной и систем теплоснабжения Реабилитационного и учебного Центра Фонда.
На прикладные научные исследования в области социальной политики запланировано израсходовать в 2022 - 2024 годах по 18,0 млн. рублей ежегодно.
Выводы.
Законопроект подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами в сфере обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Законопроект соответствует положениям проекта федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Счетная палата в своем заключении отмечает, что основные параметры проекта бюджета Фонда социального страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в целом достаточны для того, чтобы своевременно и в полном объеме осуществить финансирование установленных законодательством пособий и выплат по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнение делегированных Фонду государственных полномочий.
В поступивших в Комитет по бюджету и налогам заключениях Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитета Совета Федерации по социальной политике и Счетной палаты Российской Федерации поддерживается принятие законопроекта в первом чтении.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1258298-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.