Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 27897-8 "Об упразднении Северо-Курильского районного суда Сахалинской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Холмского городского суда Сахалинской области"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об упразднении Северо-Курильского районного суда Сахалинской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Холмского городского суда Сахалинской области" разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьями 3, 32, 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
Данный законопроект направлен на совершенствование организации работы судов общей юрисдикции, осуществляющих правосудие на территории Сахалинской области.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции рассматривает в составе коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 211 частью четвертой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279, 280.2, 281 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частями третьей - пятой, 132 частями третьей - пятой, 134 частями четвертой - шестой, 208 частью первой, 209, 210 частями первой, первой. 1, третьей и четвертой, 210.1, 211 частями первой - третьей, 227, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 281 частью первой, 295, 317, 353 - 358, 359 частями первой и второй, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В настоящее время на территории Сахалинской области действует Северо-Курильский районный суд, штат судей в котором состоит из одной единицы - председателя суда, что делает невозможным реализацию требования Конституции Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении дел коллегией из трех судей.
Кроме того, Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 467-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей" часть 2 статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 2.1, согласно которому судья районного суда и коллегия из шести присяжных заседателей рассматривают по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 295, 317 и 357 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь в соответствии с положениями части четвертой статьи 66 и части четвертой статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью первой и 111 частью четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет. Данные положения вступили в силу с 1 июня 2018 года.
Таким образом, Северо-Курильскому районному суду Сахалинской области необходимо рассматривать уголовные дела с участием присяжных заседателей по вышеперечисленным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем в связи с малой численностью населения, проживающего в Северо-Курильском районе Сахалинской области, возникнут трудности с формированием коллегии присяжных заседателей.
Закрепление положений о том, что юрисдикция Холмского городского суда Сахалинской области будет распространяться на территории Северо-Курильского и Холмского районов Сахалинской области, позволит устранить проблемы с формированием коллегии присяжных.
Также в связи с малым составом Северо-Курильского районного суда Сахалинской области затруднительно выполнить положения процессуального законодательства об отводе судьи, о направлении дела на новое рассмотрение вышестоящей инстанцией в суд первой инстанции в ином составе судей.
Анализ нагрузки судей вышеуказанного районного суда в течение нескольких лет и перспектива изменения численности населения этого района свидетельствуют о нецелесообразности введения в нем дополнительных единиц судей. Ведь в случае увеличения количества судей в указанном районном суде нагрузка на каждого из них по рассмотрению дел будет значительно ниже средней по Сахалинской области. Так, средний областной показатель нагрузки в 2016 году составил 39,4 дела и материала в месяц, в 2017 году - 43,7, в 2018 году - 43,4, в 2019 году - 42,1, в 2020 году - 35,6, а на судью Северо-Курильского районного суда Сахалинской области соответственно - 32,29, 35,33, 21,14, 18,19 и 22,95 дела и материала.
При этом увеличение штатной численности судей в этом суде потребует изыскания дополнительных площадей для суда, повлечет расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение судей и работников аппарата указанного суда, что представляется нецелесообразным.
В то же время Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" позволяет создать районный суд в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
Между тем Северо-Курильский район не имеет общих (смежных) границ с иными районами Сахалинской области.
Наземные пути сообщения с г. Северо-Курильском отсутствуют, в настоящее время существует прямое вертолетное авиасообщение между г. Северо-Курильском и г. Петропавловском-Камчатским.
В связи с этим и с учетом нагрузки на судей в районных (городских) судах Сахалинской области выход из сложившейся ситуации возможен путем упразднения Северо-Курильского районного суда Сахалинской области с передачей относящихся к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Холмского городского суда Сахалинской области. При этом штатная численность судей и работников аппарата упраздняемого суда передается в городской суд, который продолжает действовать с расширением его юрисдикции за счет упраздняемого суда.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, на территории Северо-Курильского района Сахалинской области предлагается создать постоянное судебное присутствие Холмского городского суда Сахалинской области.
Размещение постоянного судебного присутствия в помещении упраздняемого Северо-Курильского районного суда в г. Северо-Курильске не только позволит обеспечить доступность для населения указанного района органа судебной власти и избавит от необходимости расширения площадей здания, занимаемого в настоящее время Холмским городским судом Сахалинской области, но и обеспечит возможность с наименьшими финансовыми и временными потерями передвигаться судьям и участникам судебных заседаний в пределах юрисдикции одного суда.
Таким образом, принятие законопроекта в качестве федерального закона не повлечет ограничения права граждан на доступ к правосудию, так как схема размещения судов фактически не изменится, граждане смогут реализовывать право на обращение в суд с учетом места их проживания.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об упразднении Северо-Курильского районного суда Сахалинской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Холмского городского суда Сахалинской области"
Принятие и реализация Федерального закона "Об упразднении Северо-Курильского районного суда Сахалинской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Холмского городского суда Сахалинской области" потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета в объеме 313 300 рублей, из них:
1) выплаты при сокращении курьера Северо-Курильского районного суда Сахалинской области - 283 300 рублей;
2) материальное обеспечение (вывески, печати, бланки) - 30 000 рублей.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией федерального закона, возможно осуществить за счет средств текущего финансирования 2021 года.
Дополнительные субвенции на осуществление государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции не потребуются в связи с тем, что списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели по муниципальным образованиям Сахалинской области на период 2018 - 2022 годов в федеральные суды, исполняющие правосудие на территории Сахалинской области, подписаны Губернатором Сахалинской области 11 декабря 2017 года.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об упразднении Северо-Курильского районного суда Сахалинской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Холмского городского суда Сахалинской области"
Принятие Федерального закона "Об упразднении Северо-Курильского районного суда Сахалинской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Холмского городского суда Сахалинской области" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.