Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 28094-8 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "О персональных данных"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "О персональных данных" разработан в целях обеспечения системного и согласованного правового регулирования, в том числе в части реализуемых органами прокуратуры Российской Федерации полномочий в сфере обработки персональных данных.
Обработка персональных данных, полученных прокурорами при реализации своих полномочий, осуществляется органами прокуратуры на основании пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ), согласно которой обработка персональных данных допускается, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.
При этом пунктом 2.1 статьи 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1) установлено, что органы прокуратуры вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных только в связи с осуществлением ими прокурорского надзора.
Вместе с тем Федеральным законом N 2202-1 и другими федеральными законами на органы прокуратуры возложен ряд других полномочий и функций, для осуществления которых необходима обработка персональных данных.
Так, в соответствии со статьей 51 Федерального закона N 2202-1 Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет государственный единый статистический учет данных о состоянии преступности, о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре, а также проведение федерального статистического наблюдения на основе первичных статистических данных, предоставляемых государственными органами, в рамках которых проводится сбор, систематизация, хранение и другие операции с персональными данными лиц, совершивших преступления и пострадавших от преступных посягательств.
На основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры по поручению Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации осуществляют контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в статье 2 этого Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В рамках осуществления контроля прокуроры обязаны истребовать сведения обо всех объектах имущества и обязательствах имущественного характера указанных лиц, источниках получения средств, на которые они приобретены, вправе направлять запросы в уполномоченные органы о предоставлении дополнительной информации и т.д.
Обработка персональных данных осуществляется органами прокуратуры и при направлении запросов в иностранные банки и иные иностранные организации, а также уполномоченные органы иностранных государств в рамках проверки соблюдения отдельными категориями лиц запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами").
Указанные полномочия и функции являются самостоятельными направлениями деятельности прокуратуры, отличными от функции прокурорского надзора.
Таким образом, действующая редакция пункта 2.1 статьи 4 Федерального закона N 2202-1 в данной части не в полной мере согласуется с положениями Федерального закона N 152-ФЗ, который является специальным нормативным правовым актом в сфере обработки персональных данных, и необоснованно сужает полномочия органов прокуратуры на обработку персональных данных рамками только прокурорского надзора.
В целях устранения данной коллизии и обеспечения согласованного регулирования деятельности органов прокуратуры проектом федерального закона предлагается внести изменение в пункт 2.1 статьи 4 Федерального закона N 2202-1, закрепив право органов прокуратуры получать необходимую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе проводить обработку персональных данных, полученных не только в связи с осуществлением прокурорского надзора, но и при осуществлении других полномочий и функций, предусмотренных федеральными законами.
По указанным выше основаниям требует уточнения пункт 7.1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 152-ФЗ, согласно которому обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, может осуществляться органами прокуратуры только в связи с осуществлением ими прокурорского надзора.
Вместе с тем обработка специальных категорий персональных данных производится органами прокуратуры также в рамках реализации функции по осуществлению государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, которая, как указывалось выше, не является функцией прокурорского надзора.
Так, статистическая карточка на потерпевшего (форма N 2-ГП), являющаяся приложением к Инструкции о порядке заполнения атрибутивного состава книги учета сообщений о преступлениях в электронном виде и статистических карточек, используемых в пилотной зоне государственной автоматизированной системы правовой статистики, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 18 января 2016 г. N 18, предусматривает заполнение следующих реквизитов: фамилия, имя, отчество потерпевшего, его национальность, отношение потерпевшего к обвиняемому, степень вреда, причиненного здоровью.
Обработка специальных категорий персональных данных производится также при заполнении статистической карточки на лицо, привлеченное к уголовной ответственности по предварительно расследованным преступлениям (форма N 4.1-ГП): фамилия, имя, отчество лица, национальность, данные о фактах потребления психоактивных веществ и постановки на учет в учреждениях здравоохранения (т.е. данные о состоянии здоровья).
В соответствии с поступающими замечаниями экспертов комитетов ООН по правам ребенка и ликвидации дискриминации в отношении женщин необходима детализация представляемых Российской Федерацией статистических сведений о потерпевших от преступных посягательств (в том числе по признакам возраста, гражданства, этнической принадлежности, инвалидности и социальной связи с преступником и т.д.).
В целях беспрепятственной реализации прокурорами полномочий и функций, установленных федеральным законодательством (помимо прокурорского надзора), соблюдения прав субъектов персональных данных законопроектом предлагается также внести изменения в пункт 7.1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 152-ФЗ, установив, что обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях специальных категорий персональных данных допускается в связи с осуществлением органами прокуратуры прокурорского надзора, иных полномочий и функций, предусмотренных Федеральным законом N 2202-1 и другими федеральными законами.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "О персональных данных"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "О персональных данных" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "О персональных данных"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "О персональных данных" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "О персональных данных"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "О персональных данных" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.