Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 29249-8 О внесении изменений в статьи 33 и 40 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Концепцией законопроекта является установление дополнительных гарантий социальной защиты должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного охотничьего контроля (надзора) (далее - государственные охотничьи инспектора).
Деятельность государственных охотничьих инспекторов характеризуется повышенными рисками для их жизни и здоровья при выявлении и пресечении противоправных действий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (борьба с браконьерами, досмотр вещей задержанных лиц, остановка и досмотр транспортных средств, проверка оружия и других орудий охоты, изъятие незаконно добытых животных, орудий охоты, транспортных средств, рассмотрение административных дел, работа в удаленных и отдаленных местностях). Согласно предоставленным Минприроды России данным, за последние 5 лет отмечено 8 случаев гибели и 37 случаев нанесения вреда здоровью государственным охотничьим инспекторам при выполнении своих служебных обязанностей. Средний размер выплат со стороны нанимателя (работодателя) в случае гибели государственного охотничьего инспектора при исполнении служебных обязанностей составляет 178 тысяч рублей, а в случаях причинения вреда жизни и здоровью - 30 тысяч рублей. Размеры выплат свидетельствуют о том, что имеющиеся в настоящее время механизмы социальной защиты явно недостаточны, проблема носит актуальный характер.
Представляется, что публичный интерес, выражающийся в защите и охране животного мира - государственной собственности, требует установления дополнительных гарантий должностным лицам, осуществляющим государственный охотничий надзор. Президент Российской Федерации В.В. Путин давал поручение рассмотреть вопрос об определении правового положения государственных охотничьих инспекторов по аналогии с нормативно-правовым регулированием этого вопроса в отношении сотрудников органов внутренних дел (Пр-2374, п. 1в от 08.12.2016).
Следует отметить, что проблемы обеспечения социальных гарантий должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов решаются в Федеральном законе N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" либо в отдельных законодательных актах Российской Федерации, например в Федеральном законе N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", Федеральном законе N 3-ФЗ "О полиции", Федеральном законе N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", Федеральном законе N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Федеральном законе N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральном законе N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и целом ряде других актов.
В соответствии с упомянутой выше сложившейся практикой законопроектом предлагается урегулировать вопрос обеспечения дополнительной социальной защиты государственных охотничьих инспекторов в специальном законодательном акте - Федеральном законе от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон об охоте), в связи со следующими основными обстоятельствами.
1. В силу пункта 10 части 1 статьи 33 закона об охоте, осуществление федерального государственного охотничьего контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации является переданным Российской Федерацией полномочием субъектам Российской Федерации (за исключением территорий ООПТ федерального значения). Финансирование этого полномочия (вместе с иными переданными полномочиями в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов) осуществляется в виде единой субвенции из федерального бюджета.
2. Согласно пункту 4 части 5 статьи 33 закона об охоте высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации имеет право самостоятельно организовывать деятельность по осуществлению переданных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Учитывая постоянное недофинансирование (при расчетной ежегодной потребности в более чем 6 млрд. рублей, фактически из федерального бюджета выделяется только 1,2 млрд. рублей) около 1/3 (из 5 тысяч) должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный охотничий контроль (надзор), являются сотрудниками государственных бюджетных учреждений, образованных органами исполнительной власти субъектов РФ.
3. Осуществление федерального государственного охотничьего контроля (надзора) не отличается стабильностью правового регулирования, что непосредственно сказывается на объеме социальных прав и гарантий должностных лиц, осуществляющий данный вид государственного контроля. До 2004 года данное полномочие реализовывалось Российской Федерацией, а служащие "органов надзора за соблюдением правил охоты" подлежали государственной защите и дополнительному страхованию в полном объеме в соответствии с Федеральным законом N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". С началом административной реформы в 2004 году соответствующие полномочия начали передаваться на уровень субъектов Российской Федерации, а указанные нормы о государственной защите должностных лиц утратили силу. В 2009 году с принятием закона об охоте федеральный государственный охотничий контроль (надзор) был окончательно определен как переданное субъектам Российской Федерации полномочие, государственные охотничьи инспекторы были выделены в самостоятельную категорию должностных лиц, при этом вопросы применения к ним дополнительной социальной либо государственной защиты урегулированы не были. В 2011 году в законодательство введены положения о том, что государственные охотничьи инспекторы являются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, правовой статус которых регулировался также и Федеральным законом от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Несмотря на то, что пунктом 3 статьи 66 указанного закона было определено, что государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежали государственной защите, данная норма применялась только в отношении лиц, осуществляющих федеральный государственный охотничий контроль (надзор) на территориях, являющихся особо охраняемыми природными территориями федерального значения, поскольку иные государственные охотничьи инспекторы осуществляли переданные субъектам Российской Федерации полномочия. С 1 июля 2021 года федеральный государственный охотничий контроль (надзор) вновь определен как самостоятельный вид государственного контроля, а государственные охотничьи инспекторы выделены в отдельную категорию должностных лиц, осуществляющих на основании статьи 40 закона об охоте федеральный государственный охотничий контроль (надзор) в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Обоснованность данного решения не вызывает сомнений, поскольку учитывает наличие целого блока специального регулирования соответствующих правоотношений (закон об охоте, подзаконные нормативные правовые акты), отражает организационные особенности осуществления данных полномочий государственными охотничьими инспекторами на территории субъектов Российской Федерации, которые являются государственными служащими субъекта РФ или должностными лицами государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, (при том, что структуру тех и других определяет субъект РФ самостоятельно) и учитывает специальную компетенцию инспекторов (самостоятельный предмет надзора, рейды, взаимодействие с производственными охотничьими инспекторами, прием актов о нарушении охотничьего законодательства, составление протоколов и т.д.).
В соответствии с предоставленными Минприроды России данными, в 2020 году функции по федеральному государственному охотничьему контролю (надзору) в Российской Федерации осуществляли 3530 служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и 1359 сотрудников государственных учреждений, созданных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статистика за прошедшие 5 лет случаев гибели и причинения вреда здоровью государственных охотничьих инспекторов при исполнении ими своих должностных обязанностей и размера осуществленных выплат со стороны работодателей (нанимателей), с учетом государственного страхования, представлена в следующих таблицах.
Годы |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Количество случаев гибели инспекторов |
0 |
1 |
1 |
4 |
2 |
Осуществленные выплаты, руб. |
10 416 |
17 076 |
1 032 334 |
354 252 |
12 486 |
Годы |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Количество случаев причинения вреда жизни и здоровью |
3 |
10 |
7 |
7 |
10 |
Осуществленные выплаты, руб. |
200 544 |
217 889 |
10 847 |
328 947 |
350 131 |
Законопроектом предлагается определить основные параметры обязательного страхования: требования к страховщикам, страховые случаи, размер страховых выплат. Так, проектируется, что в случае гибели (смерти) государственного охотничьего инспектора размер страховой выплаты наследникам составит 180-кратный размер его среднемесячной заработной платы. В случае установления государственному охотничьему инспектору инвалидности в период работы (службы) либо в течение одного года после освобождения от должности, если инвалидность наступила вследствие причинения ему телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью, - в размере, равном 36-кратному размеру среднемесячной заработной платы. В иных случаях причинения государственному охотничьему инспектору в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, - в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы.
Определение иных условий обязательного государственного страхования государственных охотничьих инспекторов предлагается передать на уровень Правительства Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует увеличения расходов федерального бюджета на финансирование осуществления уже предусмотренной действующим законодательством функции по федеральному государственному охотничьему контролю (надзору).
Размер увеличения расходов федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственного страхования государственных охотничьих инспекторов, может быть оценен в 14,4 млн. рублей ежегодно (до 2% фонда оплаты труда).
В законопроекте учтены замечания содержащиеся в заключении Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 года N 12536п-П11.
Принятие законопроекта позволит обеспечить минимально необходимый уровень социальных гарантий государственным охотничьим инспекторам, что в свою очередь существенно повысит качество осуществления федерального государственного охотничьего контроля (надзора).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 33 и 40 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 33 и 40 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует увеличения расходов федерального бюджета на финансирование осуществления уже предусмотренной действующим законодательством функции по федеральному государственному охотничьему контролю (надзору).
Размер увеличения расходов федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственного страхования государственных охотничьих инспекторов, может быть оценен в 14,4 млн рублей ежегодно (до 2% фонда оплаты труда указанных должностных лиц).
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 33 и 40 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 33 и 40 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.