Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1258296-7 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) на 2022 - 2024 годы разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, основывается на положениях Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, а также на показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года по базовому варианту.
Исходя из прогноза Минэкономразвития России фонд заработной платы работников организаций определен на 2022 год в сумме 31 699 млрд. рублей, на 2023 год в сумме 33 905 млрд. рублей, на 2024 год в сумме 36 235 млрд. рублей.
Индекс потребительских цен на период с 2022 по 2024 годы определен на уровне 104,0 процента, прожиточный минимум пенсионера (далее - ПМП) в 2022 году - 10 277 рублей, в 2023 - 11 293 рублей, в 2024 - 12 107 рублей. ПМП за 2020 год составил - 9 308 рублей, за 2021 год - 10 022 рубля.
Кроме того, при формировании бюджета ПФР учтена очередная пролонгация "моратория" на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии на 2024 год (законопроект N 1258304-7).
Одновременно с этим при формировании бюджета Фонда учитывались мероприятия по созданию, внедрению и сопровождению единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере с целью перехода к предоставлению региональных мер социальной поддержки, оказанию государственных услуг и осуществлению функций в формате "Социального казначейства", в рамках Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. N 431-р.
В этой связи в соответствии с проектом федерального закона N 1258301-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предлагается осуществить переход на предоставление Фондом гражданам отдельных мер социальной поддержки, осуществляемых в настоящее время органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных им полномочий Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также выплаты в возмещение вреда здоровью отдельным категориям граждан, осуществляемых в настоящее время Федеральной службой по труду и занятости.
В частности, с 2022 года Фонду передаются функции по выплате:
- пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций;
- единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
- ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным в связи с ликвидацией организаций и пособия при рождении ребенка лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью;
- компенсаций страховых премий инвалидам по договорам ОСАГО;
- денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество;
- компенсаций в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
На указанные цели в бюджете Фонда предусмотрены межбюджетные трансферты из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки в формате "Социального казначейства" и на создание и внедрение единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере.
При формировании доходной части бюджета ПФР учитывались:
- поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) исходя из установленного на постоянной основе тарифа страхового взноса на ОПС в размере 22% в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов и 10% свыше установленной предельной величины базы.
Следует отметить, что в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2022 года подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Согласно проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2022 г." предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит индексации с 1 января 2022 г. в 1,069 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации и составит 1 565 000 рублей;
- поступление страховых взносов от отдельных категорий плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и применяющих в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пониженные тарифы страховых взносов на ОПС в размере 10%, в части суммы выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода;
- уплата страховых взносов на ОПС для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей в фиксированном размере - 34 445 рублей за расчетный период 2022 года, 36 723 рублей за расчетный период 2023 и 2024 годов;
- поступление страховых взносов на ОПС в 2024 году от российских организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции, исходя из полного тарифа страховых взносов на ОПС, установленного для основной категории плательщиков.
При формировании расходной части бюджета ПФР учитывались следующие особенности:
- в части определения расходов на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии (далее - ФСД) учтено изменение порядка определения величины прожиточного минимума пенсионера (далее - ПМП), которая согласно новой редакции Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" устанавливается в размере 86 процентов от величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, исчисленной исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год;
- в части определения расходов на государственное пенсионное обеспечение учтено увеличение размеров пенсий космонавтов в связи с перерасчетом установленных должностных окладов;
- в части определения расходов на выплату страховых пенсий учтено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, выехавшим на новое место жительство за пределы сельской местности;
- предусмотрены расходы на создание и внедрение единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере в рамках подготовки к переходу к осуществлению ПФР предоставления отдельных мер социальной поддержки гражданам, осуществляемых в настоящее время органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ("Социальное казначейство").
Исходя из этого бюджет ПФР на 2022 - 2024 годы по доходам и расходам характеризуются следующими показателями, представленными в таблице:
(млрд. рублей)
Как следует из представленной таблицы прогнозируемый общий доход бюджета Фонда в 2022 году составит 10 032,46 млрд. рублей, что на 10,2% больше объема доходов 2021 года, из них 9 961,84 млрд. рублей - доходы в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии (далее - распределительная составляющая бюджета).
В 2023 - 2024 годах общий объем доходов составит 10 591,99 млрд. рублей и 11 074,71 млрд. рублей соответственно.
Общий объем поступлений страховых взносов на ОПС в 2022 году прогнозируется в сумме 6 309,6 млрд. рублей, в 2021 году - 5 667,4 млрд. рублей (рост к 2021 году составил 11,3%).
Страховые взносы на ОПС на выплату страховых пенсий прогнозируется в объеме 6 309,5 млрд. рублей, из них в том числе:
- страховые взносы на ОПС от плательщиков, производящих выплаты физическим лицам с учетом погашения задолженности за истекшие расчетные периоды - 6 054,5 млрд. рублей. В составе страховых взносов учтены поступления от отдельных категорий плательщиков, применяющих пониженный тариф страховых взносов, (организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий - 6%, организации, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития - 6% и др.);
- страховые взносы по дополнительному тарифу, установленному для отдельных категорий страхователей в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на работах, дающих право на назначение страховой пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста - 95,8 млрд. рублей (рост к 2021 году -11%);
- страховые взносы от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам с учетом поступлений в счет погашения задолженности за истекшие расчетные периоды - 166,1 млрд. руб. (рост к 2020 году - 5,3%);
- страховые взносы, уплачиваемые лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию - 1,6 млрд. рублей (рост к 2021 году более чем в 3 раза).
Доходы, администрируемые Следственным комитетом Российской Федерации, от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, подлежащие зачислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 - 1,4 млн. рублей.
Взносы от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и организаций угольной промышленности, зачисляемые в бюджет Фонда на выплату доплат к пенсии, прогнозируются в 2021 году в сумме 9,1 млрд. рублей и 3,0 млрд. рублей соответственно.
Общая сумма, межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета бюджету ПФР, в 2022 году прогнозируется в объеме 3 630,8 млрд. рублей, что на 285,8 млрд. рублей или 8,5% больше, чем в 2021 году (в 2022 - 2023 годах объемы межбюджетных трансфертов составят 3 750,4 млрд. рублей и 3 771,8 млрд. рублей соответственно).
В общем объеме доходов бюджета ПФР доля средств федерального бюджета составляет 36,2%, в составе которых, почти 52% составляют средства, направляемые на исполнение Фондом социальных обязательств, не свойственных ему, как страховщику по обязательному пенсионному страхованию.
Представляется, что тенденция наделения Фонда новыми функциями будет продолжена и в последующие годы, в свою очередь зависимость бюджета Фонда от трансфертов из федерального бюджета будет возрастать.
Объем межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение выплаты страховой пенсии составит 1 753,43 млрд. руб., из них в том числе:
- на обязательное пенсионное страхование - 416,59 млрд. рублей (снижение к 2021 году - 2,6%);
- на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов - 125,33 млрд. рублей (рост против 2021 года на 8,3%);
- на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала - 712,47 млрд. рублей (рост к 2021 году на 1,0%);
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для отдельных категорий страхователей - 499,04 млрд. рублей (рост к 2021 - 4,4%).
В 2023 - 2024 годах объемы межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение выплаты страховой пенсии составят 1 699,3 млрд. рублей и 1 554,7 млрд. рублей соответственно.
Объем межбюджетных трансфертов на иные выплаты в 2022 году составит 1 800,45 млрд. рублей, в т.ч.:
- на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению (далее - ГПО), доплат к пенсиям, пособий, компенсаций - 676,22 млрд. рублей (рост к 2021 году на 6,9%);
- на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан (далее - ЕДВ) - 435,6 млрд. рублей (рост к 2021 году на 2,4%);
- на предоставление материнского (семейного) капитала (далее - МСК) - 443,1 млрд. рублей;
- на выплату ФСД - 76,94 млрд. рублей (снижение к 2021 году на 12%).
- на оплату стоимости проезда пенсионерам - "северянам" к месту отдыха и обратно один раз в два года - 4,7 млрд. рублей;
- на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации неработающих пенсионеров - 478,7 млн. рублей;
- на ежегодную денежную выплату ко Дню Победы - 0,3 млрд. рублей;
- на выплату ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет и на выплату ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N-81 - 97,9 млрд. рублей.
Кроме того, в объеме межбюджетных трансфертов на 2022 года предусмотрены средства федерального бюджета в общей сумме 119,4 млрд. рублей, необходимые для исполнения Фондом новых функций по предоставлению мер социальной поддержки в формате "Социального казначейства". В частности:
1) на выплату единовременной денежной компенсации реабилитированным лицам в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" - 1,0 млн. рублей;
2) на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам ОСАГО в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" - 39,6 млн. рублей;
3) на осуществление отдельных мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации, и на выплату компенсаций в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации - 20,9 млрд. рублей;
4) на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву - 709,8 млн. рублей;
5) на выплату пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций - 341,6 тыс. рублей;
6) на ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным в связи с ликвидацией организаций и на выплату пособия при рождении ребенка лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 85,3 млрд. рублей;
7) на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью - 1,5 млрд. рублей;
8) на выплату пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих - 30,9 млн. рублей;
9) на выплату ежемесячного пособия детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей - 35,5 млн. рублей;
10) на обеспечение проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца - 285,8 млн. рублей;
11) на выплату компенсаций членам семей погибших (умерших) военнослужащих, инвалидов вследствие военной травмы, а также лицам, которым установлена инвалидность вследствие военной травмы - 7,3 млрд. рублей.
12) на выплату компенсации членам семей погибших военнослужащих - 3,3 млрд. рублей.
В 2023 - 2024 годах объемы межбюджетных трансфертов на иные выплаты составят 1 962,12 млрд. рублей и 2 111,59 млрд. рублей соответственно.
Объемы межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов субъектов Российской Федерации через территориальные органы службы занятости населения субъектов Российской Федерации, на возмещение расходов на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, социального пособия на погребение умерших неработающих пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации, и на оказание услуг по погребению указанных граждан составят в 2022 году 3,7 млрд. рублей, в 2023 году - 3,9 млрд. рублей, в 2024 году - 4,2 млрд. рублей.
Прогнозируемый общий объем расходов бюджета Фонда в 2022 году составит 1 0154,8 млрд. рублей, что на 5,8% больше расходов, предусмотренных на 2021 год, из них расходы по распределительной составляющей бюджета составят 10 110,5 млрд. рублей.
При формировании расходной части бюджета Фонда по распределительной составляющей бюджета, на 2022 год учтена прогнозная численность получателей пенсий, которая приведена в таблице:
(тыс. человек)
|
Отчет |
Прогноз на 2022 год |
||
На начало 2021 года |
На начало 2022 года |
На начало 2023 года |
Увеличение/ уменьшение численности пенсионеров за 2022 год |
|
Всего пенсионеров |
42 984,0 |
42 586,9 |
42 260,5 |
-326,4 |
пенсионеров - получателей страховой пенсии* |
39 232,3 |
38 764,7 |
38 380,1 |
-384,6 |
из них: |
|
|
|
|
пенсионеров - получателей накопительной пенсии |
86,0 |
120,0 |
191,4 |
+71,4 |
пенсионеры - получатели срочной пенсионной выплаты |
34,2 |
46,7 |
38,1 |
-8,6 |
пенсионеров - получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению |
3 751,7 |
3 822,2 |
3 880,4 |
+58,2 |
из них: |
|
|
|
|
пенсионеры, получающие социальные пенсии |
3 237,5 |
3 269,9 |
3 312,3 |
+42,4 |
Кроме того, военные пенсионеры - получатели страховой пенсии по старости |
793,7 |
787,7 |
781,7 |
-6,0 |
------------------------------
* с учетом получателей страховых пенсий федеральных государственных гражданских служащих, летчиков-испытателей, космонавтов и членов их семей.
------------------------------
В 2022 году продолжит снижаться численность получателей страховых пенсий (- 384,4 тыс. человек), что обусловлено вступлением силу с 1 января 2019 года Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Федеральный закон N 350-ФЗ), предусматривающего, в том числе:
- возможность назначения страховых пенсий гражданам, которые в 2020 году достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста;
- назначение страховой пенсии на 24 месяца ранее общеустановленного пенсионного возраста гражданам, имеющим страховой стаж 42 и 37 лет (мужчины и женщины соответственно);
- назначение страховой пенсии по старости женщинам, достигшим возраста 56 лет, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет, а также женщинам, достигшим возраста 57 лет, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
Одновременно с этим, в 2022 году так же, как и в 2021 году, прогнозируется рост получателей социальной пенсии и накопительной пенсии. Рост числа получателей накопительной пенсии является следствием достижения женщинами 1967 года рождения, возраста (55 лет), дающего право на назначение накопительной пенсии.
В составе расходов по распределительной составляющей бюджета учтены положения статьи 10 Федерального закона N 350-ФЗ, предусматривающие на период 2022 - 2024 годов, установление с 1 января каждого года стоимости одного пенсионного коэффициента и размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в твердом размере.
Основные показатели пенсионного обеспечения представлены в таблице:
|
Прогноз |
Плановый период |
||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|
Индекс потребительских цен декабрь к декабрю, % |
105,8 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
Прожиточный минимум пенсионера (ПМП), руб. |
10 022 |
10 277 |
11 293 |
12 107 |
ПМП за 2020 год - 9 308 руб. |
|
|
|
|
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 января, руб., |
6 044,48 |
6 401,10 |
6 759,56 |
7 131,34 |
увеличение, % |
6,3% |
5,9% |
5,6% |
5,5% |
Стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 января, руб. |
98,86 |
104,69 |
110,55 |
116,63 |
Индексация социальных пенсий с 1 апреля |
3,4% |
7,7% |
2,5% |
9,9% |
Расходы на выплату социальных пенсий и других пенсий по ГПО определены с учетом ежегодной индексации с 1 апреля социальных пенсий на индекс роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год.
В 2022 году индексация составит 7,7%, однако в 2023 году - всего 2,5 процента, а в 2024 году - 9,9 процента. Такая неравномерность связана с изменением методики определения ПМП с 2021 года.
С учетом мероприятий по повышению пенсий, среднегодовые размеры пенсий составят:
руб.
|
Отчет |
Прогноз |
||
|
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Увеличение за 2021 год, руб./% |
Страховая пенсия и фиксированная выплата к ней |
15 407,12 |
16 296,51 |
17 115,19 |
818,68 (5,0%) |
Страховая пенсия по старости и фиксированная выплата к ней неработающих пенсионеров |
16 502,42 |
17 536,58 |
18 520,70 |
984,12 (5,6%) |
Социальная пенсия |
9 723,42 |
10 113,61 |
10 790,88 |
677,27 (6,7%) |
Соотношения среднегодовых размеров пенсий с ПМП в 2022 - 2024 годах приведены в таблице:
Всего на пенсионное обеспечение граждан, дополнительное пенсионное и материальное обеспечение некоторых категорий граждан в 2022 году будет направлено 8 791,6 млрд. рублей или 87,0% от общих расходов распределительной составляющей бюджета Фонда, в т. ч.:
- 8 082,1 млрд. рублей - расходы на выплату страховых пенсий (рост к 2021 году на 3,6%);
- 555,1 млрд. рублей - расходы на выплату пенсий по ГПО, доплат к пенсиям (рост к 2021 году на 9,0 процентов);
- 435,6 млрд. рублей - расходы на финансовое обеспечение ЕДВ (рост к 2021 году - 2,4%). Расходы определены с учетом индексации ЕДВ с 1 февраля на прогнозный индекс роста потребительских цен за предыдущий год (в 2022 году - 5,8%);
- 443,1 млрд. рублей - расходы на выплату МСК. Расходы определены с учетом индексации размера МСК с 1 января 2022 года на 4,0 процента;
- 76,95 млрд. рублей - расходы на выплату ФСД 3,1 млн. получателям в 53 субъектах Российской Федерации в целях поддержания минимального уровня материального обеспечения неработающих пенсионеров на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации. Снижение расходов на выплату ФСД к 2021 году на 13% (в 2021 году расходы составили 87,4 млрд. рублей) обусловлено прогнозируемым снижением количества субъектов Российской Федерации, в которых будет установлена ФСД (в 2021 году - 55 субъектов Российской Федерации);
- 5,2 млрд. рублей - расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации неработающих пенсионеров;
- 117,7 млрд. рублей - на компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и детьми-инвалидами.
Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемая бюджету ПФР, соответствует объемам средств, предусмотренным в законопроекте о федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
На обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства ПФР в 2022 году запланированы расходы в сумме 125,4 млрд. рублей (1,2% от общих расходов бюджета).
Следует отметить, что в составе расходов на обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов предусмотрены средства на создание и внедрение единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере в 2022 году в сумме - 3,0 млрд. рублей, в 2023 году - 3,5 млрд. рублей, в 2024 году - 4,4 млрд. рублей.
Финансовое обеспечение мероприятий в области социальной политики, в части проводимой ПФР информационно-разъяснительной работы среди граждан - 0,7 млрд. рублей, что почти в 2 раза меньше расходов 2021 года, и другие расходы.
В 2022 году дефицит бюджета Фонда по распределительной составляющей бюджета составит 148,7 млрд. рублей и будет покрываться за счет привлечения переходящих остатков средств бюджета ПФР по состоянию на 01.01.2022 года.
При формировании проектировок бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии (далее - накопительная составляющая бюджета), на 2022 год доходы прогнозируются в сумме 70,62 млрд. рублей, что на 1,6% больше, чем в 2021 году. В 2023 - 2024 годах доходы прогнозируются в объемах 71,5 млрд. рублей и 73,0 млрд. рублей соответственно.
В составе доходов в 2022 году учтены:
страховые взносы на накопительную пенсию, страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, недоимка по страховым взносам в виде фиксированного платежа за истекшие периоды, пени, штрафы и иные финансовые санкции, поступающие в Фонд в связи с неисполнением обязанностей по уплате взносов на накопительную пенсию, в общей сумме: в 2022 году - 83,0 млн. рублей (рост к 2021 году на 20,0 млн. рублей);
доходы от временного размещения Фондом средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную пенсию, а также доходы от реализации (погашения) активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений - 1,6 млн. рублей (рост к 2021 году - 14%);
дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, зачисляемые в Фонд, в общей сумме 3,3 млрд. рублей (снижение к 2021 году на 17%);
средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на софинансирование формирования пенсионных накоплений - 3,2 млрд. рублей (снижение к 2021 году - 15,8%);
доходы от временного размещения Фондом средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию - 31,6 млн. рублей (снижение к 2021 году - 20,7%);
средства, поступающие от НПФ в соответствии с законодательством Российской Федерации - 6,0 млрд. рублей (снижение к 2021 году почти в 6 раз связано с уменьшением фактического количества заявлений о выборе НПФ);
доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и от инвестирования средств резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию - 57,8 млрд. рублей (рост к 2021 году более чем в 2 раза) и другие доходы.
Расходы по накопительной составляющей бюджета на 2022 год прогнозируются в сумме 44,35 млрд. рублей, что в 1,6 раза меньше, чем в 2021 году, что связано, прежде всего, со снижением объема передаваемых в НПФ средств пенсионных накоплений - на 41,5% меньше, чем в 2021 году.
В 2023 - 2024 годах расходы прогнозируются в объемах 45,36 млрд. рублей и 46,56 млрд. рублей соответственно.
В составе расходов на 2022 год учтены:
расходы на выплату накопительной пенсии - 3,8 млрд. рублей (рост к 2021 году - в 2,9 раза) и связано с увеличением прогнозируемого числа получателей до 155,7 тыс. человек (в 2021 году число получателей составило 103,0 тыс. человек). Средний размер накопительной пенсии за этот же период составит 2 049,85 рублей, в 2023 году - 2 171,68 рублей, в 2024 году - 2 293,51 рублей;
расходы на осуществление срочной пенсионной выплаты - 1,2 млрд. рублей (в 2021 году расходы составили 1,0 млрд. рублей). Прогнозируемое количество получателей - 42,4 тыс. человек (в 2020 году - 40,5 тыс. человек). Средний размер срочной выплаты составит в 2022 году 2 297,53 рублей, в 2023 году - 2 499,14 рублей, в 2024 году - 2 700,75 рублей.
расходы на осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений - 26,9 млрд. рублей (в 2021 году расходы составили 12,5 млрд. рублей). Рост расходов связан с увеличением количества проинформированных получателей указанной выплаты. Прогнозируемое количество получателей в 2022 году составит 772,3 тыс. человек. Планируемый средний размер единовременной выплаты в 2022 году составит 34,8 тыс. рублей, в 2023 году - 35,8 тыс. рублей, в 2024 году - 36,9 тыс. рублей;
расходы на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц, в том числе за счет резерва ПФР по обязательному пенсионному страхованию - 5,7 млрд. рублей (рост к 2021 году в 1,7 раза).
Прогнозируемый в 2022 году профицит бюджета Фонда в по накопительной составляющей бюджета составит 26,3 млрд. рублей, и образуется, прежде всего, в связи с поступлением в бюджет Фонда от управляющих компаний в значительном объеме доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений женщин 1967 года рождения, которые достигнут возраста (55 лет), дающего право на назначение накопительной пенсии.
Комитет в очередной раз отмечает, что ежегодное, начиная с 2014 года, продление "моратория" на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, не решает вопрос о выводе накопительной пенсии из системы обязательного пенсионного страхования, а только откладывает принятие Правительством Российской Федерации решения о добровольном характере формирования накопительной пенсии застрахованными лицами.
Обращаем также внимание, что в настоящее время Фонд является крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в области социального обеспечения. Фонд выполняет ряд социально значимых функций, среди которых функции, не свойственные Фонду, как страховщику по обязательному пенсионному страхованию в соответствии Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", например, предоставление федеральной социальной доплаты к пенсии, выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал и другие. Кроме того, начиная с 2020 года, Фонду передаются и функции по установлению других выплат, финансируемых из федерального бюджета. Вместе с тем, до настоящего времени основным документом, определяющим статус ПФР, является Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1.
Комитет неоднократно высказывал свою позицию о необходимости в целях совершенствования работы Фонда ускорить разработку Правительством Российской Федерации федерального закона, определяющего статус Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следует отметить, что в целом основные характеристики проекта бюджета Фонда на 2022 - 2024 годы позволяют обеспечить все предусмотренные законодательством Российской Федерации выплаты в установленные сроки и в полном объеме.
На исполнение Фондом публичных нормативных обязательств в 2022 году будет направлено 9 996,2 млрд. рублей или 98,4% общего объема расходов бюджета Фонда.
С учетом изложенного, комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.