Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 29913-8 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (в целях дополнения перечня целей добровольческой (волонтерской) деятельности)
Досье на проект федерального закона
В настоящее время в России свыше 300 некоммерческих организаций осуществляют деятельность в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. Законодательством Российской Федерации определен правовой статус данных организаций, предусмотрены определенные меры поддержки, которые могут быть оказаны им органами публичной власти.
Так, Федеральным законом от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" установлены правовые основы деятельности общественных объединений пожарной охраны, которыми признаются общественные организации и общественные учреждения, основной уставной целью которых является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ.
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя и др.
При этом органы государственной власти и местного самоуправления уполномочены оказывать обширные меры поддержки деятельности сотрудникам добровольной пожарной охраны за счет своих бюджетов:
материальное стимулирование;
осуществление личного страхования;
возмещение расходов по использованию личного транспорта или проезду общественным транспортом (кроме такси) к месту пожара и обратно;
обеспечение бесплатного питания при исполнении обязанностей;
установление гарантий членам семей сотрудников, в том числе на случай их гибели при исполнении обязанностей.
Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено участие общественных объединений в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее также - ЧС), в том числе в ликвидации ЧС. На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возложена ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне ЧС и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности.
Статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" к числу социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) отнесены, в том числе некоммерческие организации, осуществляющие участие в профилактике или тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. На основании региональных нормативных правовых актов некоммерческие организации могут быть признаны СОНКО и при осуществлении иных видов деятельности, в том числе по участию в ликвидации ЧС. Органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать СОНКО поддержку, предусмотренную указанным законом, а также региональными и муниципальными правовыми актами.
Так, на основании государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" постановлением Правительства РФ от 17.10.2018 N 1237 утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета СОНКО, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - 135-ФЗ) предусмотрены такие виды благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности, как оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам.
При этом организации, оказывающие указанные виды помощи, как правило, также непосредственно участвуют в профилактике и тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ либо в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий и вносят значительный вклад на данных направлениях деятельности.
Согласно данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за 2018 - 2020 гг. некоммерческие организации участвовали в ликвидации чрезвычайных ситуаций около 40 тыс. раз и более 24,5 тыс. раз - в ликвидации их последствий. Показатели ежегодно растут.
За три прошедших года силами некоммерческих организаций самостоятельно потушено порядка 17 тыс. пожаров, принято участие в тушении почти 70 тыс. пожаров в составе дополнительных сил. Также самостоятельно потушено 128 природных пожаров, представляющих особую опасность, а составе дополнительных сил - свыше 1, 5 тыс.
В течение пожароопасного периода 2020 года добровольцы в каждом третьем случае первыми прибывали к месту пожара и организовывали его тушение до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. При тушении пожаров добровольцами спасено 212 человек.
В 2018 - 2020 годах некоммерческие организации приняли участие в проведении свыше 28 тыс. поисково-спасательных работ.
В этой связи целесообразно включить содействие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, а также профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ в число целей добровольческой (волонтерской) деятельности, определенных 135-ФЗ.
Расширение спектра направлений добровольчества (волонтерства) соответствует проводимой государственной политике в этой области.
Планом мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утвержденным Правительством Российской Федерации 20.06.2019 N 5486п-П44, предусмотрена выработка мер по содействию деятельности добровольцев в ликвидации пожаров и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
В результате предлагаемых изменений организации, действующие на вышеуказанных направлениях, смогут воспользоваться мерами поддержки, установленными на федеральном, региональном и местном уровне в соответствии со 135-ФЗ, что будет способствовать активизации общественной инициативы в данных областях.
Например, на основании перечня поручений Президента Российской Федерации N Пр-38ГС от 16.01.2019, утвержденного по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, приняты региональные межведомственные программы развития добровольчества (волонтерства), включающие меры поддержки данной деятельности (постановление Правительства Ростовской области от 07.08.2019 N 564, распоряжение Правительства Сахалинской области от 06.04.2021 N 142-р, распоряжение Правительства Тюменской области от 30.08.2019 и иные).
Кроме того, предлагаемые изменения обеспечат единый подход к регулированию отношений в сфере добровольчества (волонтерства) в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (в целях дополнения перечня целей добровольческой (волонтерской) деятельности)
Решения о предоставлении мер поддержки организациям, осуществляющим участие в ликвидации ЧС и их последствий, тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, будут приниматься уполномоченными государственными и муниципальными органами в соответствии с их финансовыми возможностями, поэтому выполнить точный расчет необходимых для этого средств не представляется возможным.
Статьей 217 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от обложения налогом на доход физических лиц доходов, полученных добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", в виде выплат или в натуральной форме:
на возмещение расходов добровольцев (волонтеров) на приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты;
на предоставление помещения во временное пользование;
на проезд к месту осуществления благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности и обратно;
на питание (не свыше установленных размеров суточных, т.е. 700 рублей на территории РФ и 2500 рублей - за ее пределами);
на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев (волонтеров) либо на страхование их жизни или здоровья, связанные с рисками для жизни или здоровья при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности.
НДФЛ преимущественно зачисляется в региональные и местные бюджеты (кроме налога на сверхдоходы, который направляется в федеральный бюджет).
Добровольческие (волонтерские) организации, осуществляющие деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, на сегодняшний день уже освобождены от НДФЛ на вышеперечисленные доходы, полученные в связи с оказанием помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф. Указанная помощь, как правило, сопутствует ликвидации ЧС и их последствий, тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.
Таким образом, публичными бюджетами преимущественно учтены выпадающие доходы вследствие освобождения от налогообложения НДФЛ перечисленных доходов добровольцев (волонтеров).
Осуществить точный расчет дополнительно выпадающих доходов публичных бюджетов в настоящее время не представляется возможным, поскольку это будет зависеть от фактического участия добровольцев (волонтеров) в ликвидации ЧС и их последствий, а также в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (в целях дополнения перечня целей добровольческой (волонтерской) деятельности)"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (в целях дополнения перечня целей добровольческой (волонтерской) деятельности) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.