Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 1127996-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий медицинских работников" внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, И.А. Ананских и другими
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 5 апреля 2021 года (протокол N 307) Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 1127996-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий медицинских работников" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, И.А. Ананских и другими.
Законопроект внесен совместно с законопроектом N 1128010-7 "О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий медицинских работников", ответственным Комитетом по которому назначен Комитет по Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.
В пояснительной записке авторы отмечают, что законопроект направлен на установление особых социальных гарантий для медицинских работников.
Авторы предлагают закрепить такие меры, как:
1) право на получение средней заработной платы лицами, замещающими должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи), в размере не менее чем 200 процентов от средней заработной платы субъекта Российской Федерации, где такой работник осуществляет свою деятельность;
2) право на получение средней заработной платы лицами, замещающими должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал), а также должности младшего медицинского персонала, в размере не менее чем 100 процентов от средней заработной платы субъекта Российской Федерации, где такой работник осуществляет свою деятельность;
3) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) право на предоставление медицинским и фармацевтическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, а также право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
5) право на получение ежемесячной надбавки в размере двадцати пяти процентов оклада (должностного оклада) в течение первых трех лет осуществления медицинским или фармацевтическим работником своей деятельности, но до достижения медицинским или фармацевтическим работником возраста 35 лет;
6) право на получение единовременного пособия в размере двух окладов (должностных окладов) при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости (при стаже работы двадцать пять лет и более) или по инвалидности (независимо от стажа работы);
7) право на доплаты или соответствующее увеличение размеров окладов (должностных окладов) медицинских работников при работе в федеральной медицинской организации за наличие ученой степени в размерах:
5000 рублей за ученую степень кандидата наук;
10000 рублей за ученую степень доктора наук.
При этом медицинскому работнику медицинской организации, находящейся в ведении субъектов Российской Федерации или муниципальных образований надбавки за ученую степень кандидата наук или доктора наук устанавливаются по решению и в размерах, определяемых органом государственной власти субъектов Российской Федерации;
8) право на компенсацию в размере семидесяти пяти процентов от стоимости путевок на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, на туристских базах не реже, чем один раз в три года за счет средств учредителя медицинской организации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
9) право на предоставление льготы в размере пятидесяти процентов от стоимости посещения государственных музейных и клубных учреждений культуры.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья разделяет обеспокоенность авторов законопроекта социальным и правовым статусом медицинских работников, и осуществляет свою деятельность в направлении совершенствования правового положения и социального статуса медицинских работников, однако законопроект представляется декларативным и концептуально спорным по следующим основаниям.
Текст законопроекта не соответствует ряду заявленных авторами в пояснительной записке предложений. К примеру, в тексте законопроекта отсутствуют нормы, касающиеся предоставление сокращенного рабочего времени не более 39 часов в неделю медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа и других льгот. Также в тексте нет положений о дополнительных оплачиваемых отпусках для медицинских работников, о которых авторы заявляют в пояснительной записке к законопроекту.
Кроме того, из финансово-экономического обоснования законопроекта следует, что его принятие потребует дополнительных ассигнований из федерального бюджета. Источники и порядок финансового обеспечения данных расходов законопроектом не определены, что является нарушением положений статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Также Комитет отмечает, что предоставление права медицинским работникам на периодичность реализации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя не реже, чем один раз в три года не согласуется с пунктом 3 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) в связи с тем, что согласно установленной норме медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в порядке и сроки, установленные Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом особенности оплаты труда медицинских и фармацевтических работников не согласуются со статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей основные государственные гарантии по оплате труда работников.
Устанавливаемые пунктами 8-13 и 15, 16 части 1 статьи 72 Федерального закона N 323-ФЗ гарантии распространяются на всех медицинских и фармацевтических работников. Вместе с тем устанавливаемая в пункте 14 части 1 статьи 72 Федерального закона N 323-ФЗ доплата или соответствующее увеличение размеров окладов (должностных окладов) в определенном размере для медицинских работников только федеральных медицинских организаций не согласуется с концепцией, предлагаемой законопроектом. Одновременно Комитет отмечает, что в законодательстве отсутствует понятие "федеральная медицинская организация".
Кроме того, законодательно установлены единые стандарты для получения ученой степени кандидата наук и доктора наук, независимо от того, в каком субъекте Российской Федерации такие ученые степени получены. Также необходимо точно указать, будет ли проектируемая доплата устанавливаться сверх оклада (должностному окладу) или же данная выплата будет входить в оклад (должностной оклад). Также неясно, будут ли выплаты, предусмотренные проектируемыми пунктами 12-15 части 1 статьи 72 Федерального закона, включены в заработную плату, предусмотренную проектируемыми пунктами 8 и 9 части 1 статьи 72 Федерального закона.
В проектируемом пункте 10 части 1 статьи 72 законопроекта в части установления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским и фармацевтическим работникам содержится только отсылочная норма к "законодательству Российской Федерации". При этом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости для данной категории работников следует согласовать с положениями пункта 20 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как с отраслевым федеральным законом, устанавливающим основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Предложение о предоставлении права медицинским и фармацевтическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма нуждается в дополнительном обосновании, так как с учетом положений части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации такое право может быть предоставлено либо по состоянию здоровья, либо в случае, если занимаемое жилое помещение является непригодным для проживания.
В целом в законопроекте значительное количество юридических коллизий, которые невозможно устранить при доработке законопроекта и которые могут повлечь существенные проблемы при правоприменении норм законопроекта в случае его принятия.
Правительство Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживают законопроект. Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении отразило множество замечаний.
На основании изложенного, Комитет не поддерживает концепцию законопроекта 1127996-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий медицинских работников", и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 10 ноября 2021 года, протокол N 5/4.
Председатель Комитета |
Д.А. Хубезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.