Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1167477-7 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О гражданской обороне" (в части уточнения субъекта обеспечения мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий), внесенный Парламентом Республики Северная Осетия-Алания
(утв. решением Комитета от 16 июня 2021 г. N 172/6)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15 июня 2021 года (протокол N 316, пункт 153) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 1167477-7 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О гражданской обороне" (в части уточнения субъекта обеспечения мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий), внесенный Парламентом Республики Северная Осетия-Алания.
Законопроектом предлагается внести изменение в пункт 3 статьи 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон о гражданской обороне), предусмотрев, что расходным обязательством муниципального образования является обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий не муниципального округа, а муниципального образования.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне отнесены к вопросам местного значения городских поселений, муниципальных районов, муниципальных и городских округов (пункт 23 части 1 статьи 14, пункт 21 части 1 статьи 15 и пункт 28 части 1 статьи 16 соответственно).
По вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (часть 1.1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Полномочия органов местного самоуправления по решению вышеуказанных вопросов местного значения определены отраслевым федеральным законом - Федеральным законом о гражданской обороне (пункт 2 статьи 8).
При этом в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается (часть 4 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
В связи с чем, по мнению Комитета, проектируемое законопроектом изменение скорректирует положения пункта 3 статьи 18 Федерального закона о гражданской обороне и установит, что обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального образования (а не только муниципального округа, как предусмотрено действующей редакцией) является расходным обязательством муниципального образования. Обозначенная редакция правовой нормы в полной мере соответствует как положениям Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, так и положениям Федерального закона о гражданской обороне, и заслуживает поддержки.
Комитетом также обращается внимание, что проектируемое изменение носит скорее уточняющий характер и, по сути, не изменяет уже существующих расходных обязательств муниципальных образований.
Кроме того, считаем необходимым отметить, что перечень видов муниципальных образований был дополнен новым видом - муниципальным округом, только Федеральным законом от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ) в целях дополнительного обеспечения вариативности подходов к осуществлению местного самоуправления с учетом особенностей территорий. И до вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ (то есть до 1 мая 2019 года) такого вида муниципального образования, как муниципальный округ, вообще не было предусмотрено в законодательстве Российской Федерации.
Однако редакция статьи 18 Федерального закона о гражданской обороне, вступившая в силу 1 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", уже предусматривала указание на муниципальный округ, что, по мнению Комитета, является ошибочным и не соответствующим действующему на тот период правовому регулированию.
Тем самым, проектируемое изменение устраняет, в том числе, и вышеуказанную правовую коллизию.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1167477-7 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О гражданской обороне" (в части уточнения субъекта обеспечения мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий).
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.