Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1126427-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части восстановления в полном объеме права на досрочную пенсию по старости для педагогических и медицинских работников", внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным, Н.В. Коломейцевым, А.В. Куринным
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее.
Проектом предлагается исключить из статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" положение, в соответствии с которым лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, страховая пенсия по старости назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к указанному Федеральному закону.
Следует отметить, что данное приложение было введено с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", согласно которому общеустановленный пенсионный возраст был повышен на пять лет для всех граждан, за исключением некоторых категорий граждан, работающих в опасных и вредных условиях труда, а также тех категорий граждан, которым предоставлено право на досрочное пенсионное обеспечение по социальным мотивам (инвалидность, материнство и др.),
В указанном приложении 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ закреплен срок назначения страховой пенсии по старости, назначаемой независимо от возраста в связи с осуществлением педагогической, медицинской и творческой деятельности. При этом в целях адаптации граждан к изменившимся условиям, указанный срок установлен с ежегодным, на 12 месяцев в год, поэтапным увеличением с 2019 года по 2023 год.
По сути, был введен механизм отложенного права на назначение страховой пенсии по старости. Так, лицам из числа вышеуказанных категорий граждан, приобретшим право на пенсию, к примеру, в 2020 году (выработавшим необходимую продолжительность специального стажа), страховая пенсия будет назначена не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, т.е. в 2022 году, а тем, кто выработает необходимый специальный стаж в 2023 году, страховая пенсия по старости будет назначена не ранее чем через 60 месяцев, т.е. в 2028 году.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, введение такого механизма реализации права на назначение страховой пенсии по старости педагогам и медикам не учитывает физическую, интеллектуальную и моральную нагрузку (эмоциональное выгорание), присущих для педагогической и медицинской трудовой деятельности, и именно длительная педагогическая и медицинская работа, несет в себе угрозу утраты трудоспособности.
Вместе с тем необходимо отметить, что положения Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ, вводя срок назначения страховой пенсии по старости для педагогических и медицинских работников, не увеличили продолжительность выслуги лет, необходимую для возникновения права на страховую пенсию. Так, право на страховую пенсию возникает у педагогических работников при наличии 25 лет педагогической деятельности, у медицинских работников такое право возникает, если они 25 лет проработали в медицинских учреждениях в сельской местности или 30 лет в городской местности.
Таким образом, например, воспитательница детского сада, начавшая трудовую деятельность с 20 лет, выработает необходимые для права на пенсию 25 лет педагогического стажа к 45 годам. При этом, начиная с 2023 года, даже с учетом положений Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ, страховая пенсия по старости будет ей через 5 лет, то есть по достижении ею возраста 50 лет.
Учитывая, что общеустановленный пенсионный возраст в 2023 году достигнет уровня 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, срок назначения пенсий, закрепленный в приложении 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, соотносим с условиями назначения пенсий, установленными для всех граждан, и более того, позволяет педагогическим и медицинским работникам выходить на пенсию ранее общеустановленного пенсионного возраста.
Принятие предлагаемых положений усилит дифференциацию условий пенсионного обеспечения и поставит лиц, осуществлявших педагогическую и медицинскую деятельность, в преимущественное положение по отношению не только к гражданам, которым страховая пенсия по старости назначается в общеустановленном пенсионном возрасте, но и к лицам, осуществляющим творческую деятельность.
Необходимо отметить также, что поскольку стажевые требования Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ не были увеличены, при наличии угрозы утраты профессиональной трудоспособности, педагог или медик, выработавший необходимую продолжительность специального стажа, имеет возможность продолжить трудовую деятельность в должностях и на работах не связанных с осуществлением трудовой деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Кроме того, отмечаем, что согласно финансово-экономическому обоснованию к данному законопроекту его принятие потребует дополнительных расходов из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Вместе с тем расширение круга лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, как правило, влечет за собой дополнительные расходы средств федерального бюджета. При этом положениями рассматриваемого законопроекта не определен источник финансового обеспечения расходов на реализацию предлагаемых изменений, что нарушает положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает законопроект, отмечая, что предлагаемая мера может привести к ухудшению материальной обеспеченности пенсионеров, поскольку более ранний выход на пенсию означает, что такая пенсия будет назначена в меньшем размере.
Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает, указывая, что предлагаемая законопроектом отмена периода ожидания назначения досрочной пенсии для педагогических и медицинских работников приведет к усилению дифференциации условий пенсионного обеспечения перечисленных категорий граждан.
Правительством Российской Федерации законопроект также не поддерживается.
На рассматриваемый законопроект поступило 62 отзыва законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них 58 отрицательных. Консолидированную отрицательную позицию выразили 5 субъектов Российской Федерации, положительную - 3.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.