Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 ноября 2021 г. N 5.1-01/2911
по проекту федерального закона N 1258303-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", принятому Государственной Думой 25 ноября 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1258303-7) был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" 30 сентября 2021 года, принят Государственной Думой в первом чтении 26 октября, во втором чтении - 24 ноября 2021 года.
Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с оформлением и выдачей полиса обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и с персонифицированным учётом в системе ОМС.
Федеральным законом уточняются обязанности застрахованных лиц, форма полиса ОМС, который представляет собой уникальную последовательность символов в машиночитаемом виде, присваиваемую сведениям о застрахованном лице в едином регистре застрахованных лиц, и выдается застрахованному лицу в виде штрихового кода, выполненного посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". По запросу застрахованного лица (его представителя) полис ОМС может быть выдан в виде документа на материальном носителе.
Федеральным законом вносятся изменения в порядок выдачи полиса ОМС застрахованному лицу, в перечень сведений о застрахованных лицах и в порядок межведомственного информационного взаимодействия при ведении персонифицированного учёта в сфере ОМС.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) и территориальные фонды ОМС наделяются правом на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и организаций сведений, необходимых для предоставления государственных услуг в сфере ОМС и ведения персонифицированного учёта, в том числе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, формирование и ведение которого осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
Рассматриваемым Федеральным законом также предлагается продлить на 2024 год предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда в бюджеты территориальных фондов ОМС для осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения, а также для формирования нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.
Необходимые расходы учтены в Федеральном законе "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (проект N 1258297-7; принят Государственной Думой 24 ноября 2021 года).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон принят по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктами "е" (установление основ федеральной политики в области социального развития Российской Федерации) и "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросу совместного ведения, установленному пунктом "ж" (координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон в соответствии с его статьёй 3 вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как содержит вопросы, предусмотренные пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 10 декабря 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.