Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 30 ноября 2021 г. N 3.8-03/5621
по проекту федерального закона N 1258303-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 25 ноября 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 30 сентября 2021 года и принят 26 октября 2021 года в первом чтении, 24 ноября 2021 года - во втором чтении и 25 ноября 2021 года - в третьем чтении. Поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.
Федеральный закон направлен на совершенствование системы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в части организации персонифицированного учета застрахованных лиц и оказанной им медицинской помощи, а также перехода к цифровому полису ОМС.
Федеральным законом уточняется порядок ведения персонифицированного учета застрахованных лиц и возлагаются на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд ОМС) полномочия по ведению единого регистра застрахованных лиц, что, позволит создать условия для перехода от заявительного порядка получения полиса ОМС к уведомительному и от бумажного полиса ОМС к цифровому.
Полис ОМС, ранее являвшийся выдаваемым застрахованному лицу документом, теперь представляет собой уникальную последовательность символов в машиночитаемом виде, которая присваивается сведениям о застрахованном лице, включаемым территориальным фондом ОМС в единый регистр застрахованных лиц при ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах. При этом полис ОМС может быть выдан в виде документа на материальном носителе, предназначенном для нанесения, хранения и передачи полиса, а также в виде штрихового кода (графической информации в кодированном виде), выполненного посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Требования к полису ОМС и материальным носителям, предназначенным для нанесения, хранения и передачи полиса ОМС, состав сведений единого регистра застрахованных лиц, наносимых на указанные материальные носители и включаемых в штриховой код, устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования.
Сведения персонифицированного учета вносятся территориальным фондом ОМС в единый регистр застрахованных лиц на основании сведений, предоставляемых организациями и органами государственной власти, включая органы записи актов гражданского состояния, что позволит реализовать выдачу полиса ОМС по факту рождения или получения гражданства, а также на основании заявления самого застрахованного лица.
Переход к учету сведений о застрахованных лицах в едином регистре застрахованных лиц и формированию на их основании полиса ОМС видоизменяет обязанности застрахованных лиц в системе ОМС. При обращении за медицинской помощью застрахованному лицу достаточно будет предъявить документ, удостоверяющий личность, либо по желанию полис ОМС на материальном носителе.
Федеральным законом предусматривается увеличение средств, предназначенных для оплаты медицинской помощи и поступающих в страховую медицинскую организацию, за счет отчислений 50 процентов средств по результатам проведения медико-экономического контроля, ранее зачисляемых в средства нормированного запаса территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования. Также исключаются нормы об ограничении размера средств нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС для дополнительного финансового обеспечения реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Кроме того, Федеральным законом на 2024 год продлевается предоставление из бюджета Федерального фонда ОМС в бюджеты территориальных фондов ОМС межбюджетных трансфертов на формирование нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, а также межбюджетных трансфертов для осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением ряда положений, для которых установлены иные сроки, например, положения о цифровом полисе ОМС вступают в силу с 1 июля 2022 года.
Действие положений о продлении предоставления межбюджетных трансфертов распространяется на правоотношения, возникающие в процессе формирования бюджета Федерального фонда ОМС, начиная с бюджета на 2022 год и последующие годы.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.