Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 30961-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" разработан в целях совершенствования правового режима имущества, используемого для ведения личного подсобного хозяйства.
За прошедший период активно изменялись нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере ведения личного подсобного хозяйства, изменялись фактические условия ведения личного подсобного хозяйства, в то время как рассматриваемая в Федеральном законе от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Федеральный закон) схема правоотношений не претерпевала значительных изменений.
Статья 4 Федерального закона содержит требования об использовании приусадебного участка личного подсобного хозяйства для производства сельскохозяйственной продукции с соблюдением экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов, позволяющих регулировать численность животных в таких хозяйствах.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" нормативным правовым актом, устанавливающим обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных, являются ветеринарные правила (правила в области ветеринарии). Так, согласно приложениям N 3 и N 4 к Ветеринарным правилам содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2016 года N 551, утверждены нормы площади выгульных площадок и нормы площадей и размеры элементов животноводческих помещений. Таким образом, предельное количество содержащихся на земельном участке сельскохозяйственных животных и птицы определяется возможностью их содержания в соответствии с указанными Ветеринарными правилами.
Как показывает практика, указанных правовых норм не достаточно для решения вопроса законодательного регулирования численности поголовья сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах, которые могут находиться на праве собственности или ином вещном праве у лиц, ведущих личное подсобное хозяйство, по следующим причинам.
На территории Астраханской области в настоящее время числится более 120 тысяч личных подсобных хозяйств, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Установленный на территории региона максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 1,5 га. Вместе с тем во многих личных подсобных хозяйствах численность поголовья составляет более 50 голов крупного рогатого скота, до 1000 голов овец и порядка 40 голов лошадей. Также у многих лиц, ведущих личное подсобное хозяйство, числится более 100 га земли. Данные факты свидетельствуют о фактическом осуществлении предпринимательской деятельности лицами, ведущими личные подсобные хозяйства, поскольку произведенная сельскохозяйственная продукция многократно превышает возможности личного потребления указанных лиц.
При этом личные подсобные хозяйства, являющиеся, по сути, крупными сельскохозяйственными производителями, освобождены от налогообложения доходов от реализации сельскохозяйственной продукции.
Сложившаяся ситуация приводит к существенному объему недополученных доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и является дополнительным стимулом "ухода в тень" действующих крестьянско-фермерских хозяйств, которые переходят из предпринимательства в личные подсобные хозяйства, сохраняя при этом неизменным характер производственной деятельности и поголовье сельскохозяйственных животных.
Данная проблема особенно актуальна для граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, что подтверждается увеличением количества их обращений в адрес органов государственной власти с жалобами на нарушение прав, связанных с отсутствием надлежащего правового регулирования ведения личного подсобного хозяйства.
Нормативное регулирование количества поголовья сельскохозяйственных животных выходит за рамки правового регулирования отдельным регионом, поскольку в последнее время особенно остро встает вопрос возникновения песчаных бурь на территории нескольких регионов, в том числе Астраханской области.
Антропогенный фактор песчаных бурь связан с процессами опустынивания и деградации земель из-за увеличения пастбищной нагрузки, связанной с неуправляемым развитием скотоводства, превышения всех допустимых норм выпаса количества сельскохозяйственных животных вокруг отдельных кошар. По данным исследования научного центра агроэкологии, комплексной мелиорации и защитного лесоразведения РАН, проведенного в 2020 году, индекс деградации сельскохозяйственных угодий в Астраханской области составил 49 единиц (почти 1,4 млн гектаров - половина от общей площади сельхозугодий; в Калмыкии указанный индекс равен 86).
В соответствии с пунктом 2 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В настоящее время статьей 4 Федерального закона установлены ограничения по общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. При этом законом не урегулированы правоотношения, возникающие при превышении данного максимального размера.
В связи с тем, что земельные участки являются имуществом, как и поголовье сельскохозяйственных животных, законопроектом предлагается объединить нормы, ограничивающие размеры земельных участков и численность сельскохозяйственных животных, в одной статье 6 "Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства", дополнительно наделив субъекты Российской Федерации правом устанавливать ограничение численности сельскохозяйственных животных и предусмотрев требование о том, что при превышении максимального размера общей площади земельных участков, предельного количества сельскохозяйственных животных гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство, обязан осуществить государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя либо произвести отчуждение излишнего количества земельных участков, сельскохозяйственных животных.
Установление на уровне каждого субъекта Российской Федерации с учетом региональной специфики предельного количества сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах, при превышении которого возникает обязанность владельца личного подсобного хозяйства зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя либо осуществить отчуждение излишнего поголовья, будет способствовать правовому упорядочиванию деятельности крупных личных подсобных хозяйств, а также соблюдению баланса экономических и экологических факторов при осуществлении сельскохозяйственного производства личными подсобными хозяйствами.
С учетом изложенного представляется, что вводимая законопроектом возможность установления вышеназванных ограничений соответствует положениям пункта 2 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в настоящее время участились случаи сокрытия недобросовестными гражданами истинного количества сельскохозяйственных животных в похозяйственных книгах, поскольку согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона сведения в похозяйственные книги предоставляются гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, на добровольной основе. В целях совершенствования контроля за деятельностью личных подсобных хозяйств настоящим законопроектом предлагается исключить из данной нормы добровольность предоставления таких сведений.
Комиссией Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии дано положительное заключение на проект законодательной инициативы N 7-1603 "О внесении изменений в Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" не потребует дополнительных расходов из бюджетов всех уровней.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" необходимо внести изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.