Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 ноября 2021 г. N 5.1-01/2897
по проекту федерального закона N 1258301-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", принятому Государственной Думой 24 ноября 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1258301-7) был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 30 сентября 2021 года, принят Государственной Думой в первом чтении 26 октября, во втором чтении - 24 ноября 2021 года.
В целях обеспечения предоставления гражданам мер социальной поддержки посредством использования единой государственной информационной системы социального обеспечения (в формате "Социальное казначейство") Федеральным законом вводится переход на предоставление Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - Пенсионный фонд) гражданам отдельных мер социальной поддержки, осуществляемых в настоящее время органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных им полномочий Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также выплат реабилитированным лицам, осуществляемых Федеральной службой по труду и занятости.
С 1 января 2022 года к таким мерам поддержки отнесены:
выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребёнка, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком; единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву);
компенсация страховой премии инвалидам (семьям с детьми-инвалидами) по договору ОСАГО;
денежные компенсации и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
денежные компенсации лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным;
денежные компенсации реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путём из их владения в связи с репрессиями имущество.
В связи с передачей Пенсионному фонду дополнительных функций и бюджетных полномочий по осуществлению указанных мер социальной поддержки Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (проект N 1258296-7, принят Государственной Думой 24 ноября 2021 года) предусмотрены расходы на создание и внедрение единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере, осуществляемые за счёт средств Пенсионного фонда, а также установлена возможность изменения в показателях сводной бюджетной росписи бюджета Пенсионного фонда (без внесения изменений в закон о бюджете Пенсионного фонда).
Рассматриваемым Федеральным законом предусмотрено, что предлагаемые им положения в части использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" подлежат применению при наличии технической возможности использования данной информационной системы, в том числе её технической готовности к приёму и передаче заявлений граждан.
При рассмотрении проекта Федерального закона во втором чтении в него Президентом Российской Федерации были внесены поправки, в соответствии с которыми величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", на 2022 год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (проект N 1258295-7, принят Государственной Думой 24 ноября 2021 года) величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения в 2022 году установлена в размере 12 654 рубля, для трудоспособного населения -13 793 рубля, пенсионеров - 10 882 рубля, детей - 12 274 рубля (часть 4 статьи 8).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон принят по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктами "е" (установление основ федеральной политики в области социального развития Российской Федерации), "ж" (финансовое регулирование) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросу совместного ведения, установленному пунктом "ж" (социальная защита, включая социальное обеспечение) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон в соответствии с его статьёй 9 вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением положений, касающихся прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (статья 8), вступающих в силу со дня официального опубликования рассматриваемого Федерального закона.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как содержит вопросы, предусмотренные пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 9 декабря 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.