Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 30 ноября 2021 г. N 3.8-03/5623
по проекту федерального закона N 1258301-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 ноября 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 30 сентября 2021 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принят Государственной Думой 26 октября 2021 года в первом чтении, 24 ноября 2021 года - во втором и в третьем чтениях. Поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.
В целях реализации задачи, поставленной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 21 апреля 2021 года, по внедрению формата "Социальное казначейство" для предоставления мер социальной поддержки по принципу "одного окна" Федеральным законом передаются Пенсионному фонду Российской Федерации (далее - Пенсионный фонд) полномочия по предоставлению гражданам отдельных мер социальной поддержки, осуществляемых в настоящее время органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета, а также выплат в возмещение вреда здоровью отдельным категориям граждан, осуществляемых Федеральной службой по труду и занятости.
Федеральным законом вносятся изменения в семь федеральных законов, и касаются следующих категорий выплат:
денежные компенсации и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
государственные пособия гражданам, имеющим детей и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
компенсации страховой премии инвалидам (семьям с детьми-инвалидами) по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
денежные компенсации лицам, подвергшимся репрессиям и впоследствии реабилитированным.
Предлагаемые изменения направлены на оптимизацию администрирования процесса предоставления мер социальной поддержки в рамках исполнения публично-правовых обязательств государства и упрощение для граждан получения выплат и пособий.
Пенсионный фонд, имея свои территориальные органы в субъектах Российской Федерации и являясь оператором Единой государственной информационной системы социального обеспечения, будет обеспечивать своевременное информирование граждан о полагающихся мерах социальной поддержки и, в дальнейшем, их назначение в беззаявительном порядке и в проактивном режиме. Это позволит повысить эффективность расходов бюджетной системы Российской Федерации и сократить расходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Переход на предоставление Пенсионным фондом указанных выше выплат и пособий предлагается осуществить с 1 января 2022 года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом устанавливается, что в рамках длящихся правоотношений не подлежат пересмотру основания предоставления мер социальной поддержки, выплат и компенсаций в отношении лиц, которым они назначены до 1 января 2022 года. При обращении гражданина с заявлением о предоставлении после 1 января 2022 года или о перерасчете размера ранее предоставленных компенсаций и других выплат, Пенсионный фонд будет осуществлять проверку обоснованности их предоставления, в том числе проверку сведений, содержащихся в выплатных делах, переданных Пенсионному фонду.
На совещании по социальным вопросам 18 ноября 2021 года Президент Российской Федерации поручил установить на 2022 год более высокую планку прожиточного минимума в целях повышения доходов, благосостояния и качества жизни людей и предложил увеличить его опережающими темпами (на 8,6%) по сравнению с инфляцией (2,5%), что в абсолютных цифрах составляет 12 654 рубля с приростом на 1 тыс. рублей.
Во исполнение указанного поручения при рассмотрении в Государственной Думе во втором чтении Федеральный закон дополнен положениями, предусматривающими, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", на 2022 год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Комитет отмечает, что в результате реализации предложенных изменений прожиточный минимум в целом по Российской Федерации на душу населения в 2022 году составит 12 654 рубля, для трудоспособного населения - 13 793 рубля, пенсионеров -10 882 рубля, детей - 12 274 рубля.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года. Положения Федерального закона об установлении величины прожиточного минимума вступают в силу со дня официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (комитеты-соисполнители) приняли решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.