Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 29 ноября 2021 г. N 3.4-05/1898
по проекту федерального закона N 1212908-7 "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 25 ноября 2021 года.
Конвенция разработана под эгидой Международной морской организации и принята на Международной конференции ООН в Найроби 18 мая 2007 года в целях создания единообразных международных норм, направленных на обеспечение быстрого и эффективного удаления затонувших судов и выплату компенсации за связанные с этим расходы.
В Конвенции устанавливается материальная ответственность судовладельцев за последствия навигационного инцидента или иного происшествия, приведшего к аварии, регулируется порядок уведомлений об авариях и определения опасности, регламентируются меры по установлению места нахождения затонувшего судна и по облегчению его удаления, предусматривается обязательное страхование ответственности собственников судов.
В соответствии с Конвенцией государство-участник требует от капитана и оператора судна, плавающего под его флагом, немедленно сообщить затронутому государству об инциденте, после которого судно затонуло. Затронутое государство обязано в срочном порядке предупредить мореплавателей и заинтересованные государства о характере и местонахождении затонувшего судна, а также информировать государство регистрации судна и собственника судна. Собственник удаляет затонувшее судно, которое представляет опасность. Если собственник не удаляет затонувшее судно, затронутое государство может удалить его наиболее быстрыми способами с учетом собственной безопасности и защиты морской среды. Ответственность за расходы на установление места нахождения, обозначение и удаление затонувшего судна несет собственник судна, который должен для покрытия своей ответственности осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение своей ответственности.
Конвенция распространяет свое действие на суда, затонувшие в исключительной экономической зоне государства-участника, вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Конвенции государство-участник может распространить применение Конвенции на затонувшие суда, находящиеся в пределах его территории, включая территориальное море, с соблюдением положений пункта 4 статьи 4. Об этом государство должно уведомить во время выражения своего согласия на обязательность Конвенции. С учетом этого Федеральный закон содержит заявление, в соответствии с которым Российская Федерация будет распространять действие Конвенции на затонувшие суда, находящиеся в пределах территории Российской Федерации, включая территориальное море.
Российская Федерация присоединяется к Конвенции с оговоркой, которая предусматривает отказ Российской Федерации считать себя связанной положениями пунктов 2 и 3 статьи 15 Конвенции в части обязательных процедур разрешения споров, стремясь к урегулированию споров путем переговоров, запросов, посредничества, согласительной процедуры, арбитража, судебного урегулирования, обращения к региональным органам или договоренностям в соответствии с пунктом 1 указанной статьи.
Конвенция была открыта для подписания (в том числе с последующей ратификацией) с 19 ноября 2007 года по 18 февраля 2008 года и после этого остается открытой только для присоединения.
Конвенция вступает в силу через двенадцать месяцев после даты, на которую десять государств либо подписали ее без оговорки относительно ратификаций, принятия или утверждения, либо сдали на хранение ратификационную грамоту или документ о принятии, утверждении или присоединении Генеральному секретарю Международной морской организации. Для государства, которое присоединилось к Конвенции позже, она вступает в силу через три месяца после даты сдачи на хранение соответствующего документа.
Конвенция вступила в силу 14 апреля 2015 года. В настоящее время участниками Конвенции являются 56 государств, в том числе Бельгия, Болгария, Канада, Китай, Кипр, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Индия, Иран, Малайзия, Мальта, Марокко, Нидерланды, Панама, Португалия, Сингапур, Швеция и Великобритания.
Конвенция подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит иные правила, чем установленные российским законодательством в части обязательного страхования ответственности в отношении удаления затонувших судов.
Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие Федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Федеральный закон отвечает интересам Российской Федерации. Предусмотренное Конвенцией обязательное страхование ответственности в части удаления затонувших судов позволит обеспечить быстрое и эффективное удаление затонувшего имущества в пределах территории Российской Федерации и будет способствовать обеспечению безопасности для судоходства и морской среды.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Положения Конвенции согласуются с международными обязательствами Российской Федерации.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года".
Председатель Комитета |
Г.Б. Карасин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.