Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 30 ноября 2021 г. N 3.8-03/5620
по проекту федерального закона N 1258298-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 ноября 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 сентября 2021 года и принят 28 октября 2021 года в первом чтении, 23 ноября 2021 года во втором чтении и 24 ноября 2021 года в третьем чтении.
При подготовке проекта федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.
Федеральным законом утверждается бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, разработанный на основе параметров прогноза социально - экономического развития Российской Федерации, подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации (базовый вариант), и ожидаемых итогов исполнения бюджета Фонда за 2021 год и прогноза рождаемости.
При расчете основных параметров бюджета Фонда были использованы следующие показатели:
показатели |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
фонд заработной платы (млрд рублей) |
31 699 |
33 905 |
36 235 |
номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника (рублей) |
59 976 |
63 883 |
68 085 |
предельная величина базы для начисления страховых взносов (тыс. рублей) |
1 033 |
1 100 |
1 173 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
|
темп роста рождаемости (средний вариант) |
1,0187 (число родившихся 1 372,9 тыс. человек) |
1,0092 (число родившихся 1 385,5 тыс. человек) |
1,0099 (число родившихся 1 399,2 тыс. человек) |
В 2022 году прогнозируется профицит бюджета Фонда в объеме 44,0 млрд рублей; в 2023 году в объеме 42,7 млрд рублей; в 2024 году в объеме 49,3 млрд рублей.
Комитет обращает внимание, что в части страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством формируется дефицит: в 2023 году - 7,1 млрд рублей; в 2024 году - 8,7 млрд рублей.
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний остается профицитным, и профицит стабильно увеличивается: в 2022 году - 42,2 млрд рублей; в 2023 году - 49,8 млрд рублей; в 2024 году - 57,9 млрд рублей.
Комитет также отмечает, что в качестве источника финансирования дефицита бюджета Фонда по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2023 - 2024 годах планируется использовать в том числе остатки средств по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Данные о доходах и расходах бюджета Фонда представлены в таблице:
Показатели (млрд рублей) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
проект |
проект |
проект |
|
доходы - всего |
988,2 |
1 054,6 |
1 125,4 |
расходы - всего |
944,1 |
1 011,9 |
1 076,2 |
Указанные параметры рассчитаны, исходя из следующих особенностей:
- в 2022 - 2024 годах предусматриваются бюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в объемах соответственно: 89,7 млрд рублей; 95,9 млрд рублей и 102,5 млрд рублей. На обеспечение сбалансированности бюджета Фонда межбюджетные трансферты из федерального бюджета не предусмотрены;
- доходы от размещения временно свободных средств резерва в 2022 году не предусмотрены; в 2023 году предусмотрены в объеме 1,3 млрд рублей; в 2024 году - 3,2 млрд рублей;
- расходы Фонда для оплаты пособий по временной нетрудоспособности рассчитаны с учетом исчисления размера пособия исходя из 100 процентов среднего заработка в случае необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет вне зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица;
- статьей 4 Федерального закона установлено, что в 2022 - 2024 годах в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" реализуется пилотный проект по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, правила реализации которого определяются Правительством Российской Федерации;
- статьей 6 Федерального закона предусматривается новое положение о предоставлении Фондом субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, в отношении которых Фонд осуществляет функции учредителя (на финансовое обеспечение выполнения государственного задания; на иные цели, определяемые Правительством Российской Федерации; на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации).
Доходная часть бюджета Фонда на 2022 год сформирована с сохранением тарифа в размере - 2,9 процентов по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также с учетом сохранения на 2022 - 2024 годы пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков.
Коэффициент сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством увеличен и прогнозируется в размере 0,9980 на три года (в 2021 году он был 0,9975).
Коэффициент сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрен в размере 0,9865 на три года (в 2021 году он был 0,992).
Доходы бюджета Фонда по видам социального страхования утверждаются в следующих объемах:
в 2022 году: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 758,8 млрд рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 161,7 млрд рублей;
в 2023 году: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 811,7 млрд рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 174,2 млрд рублей;
в 2024 году: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 867,5 млрд рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 188 Д млрд рублей.
Общий объем трансферта из федерального бюджета бюджету Фонда в 2022 - 2024 годах составляет соответственно: 143,0 млрд рублей, 150,3 млрд рублей, 157,9 млрд рублей.
Предусмотрены средства, передаваемые из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2022 - 2024 годах на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи) и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, по проведению медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанных организациях, в объемах соответственно по годам: 14,3 млрд рублей; 14,4 млрд рублей; 14,5 млрд рублей, с сохранением стоимости "родового сертификата" в размере 12 тысяч рублей.
Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обеспечивают все расходные обязательства Фонда по данному виду страхования. Страховые тарифы по данному виду страхования установлены в тех же размерах, которые действовали в предшествующие годы, при этом средневзвешенный тариф по видам экономической деятельности планируется - 0,50 процентов на три года.
Расходы бюджета Фонда в 2022 году утверждаются в сумме 944,1 млрд рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством утверждается в сумме - 757,0 млрд рублей (80,2 процентов от общих расходов); по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 119,5 млрд рублей (12,7 процентов от общих расходов). В расходной части бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования для исполнения всех действующих социальных обязательств с учетом индексации пособий и выплат.
В соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральным законом утверждается объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств: в 2022 году - 825,2 млрд рублей; в 2023 году - 892,3 млрд рублей; в 2024 году - 954,5 млрд рублей.
Для обеспечения расходных обязательств государства в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" для застрахованных граждан в 2022 году Федеральным законом предусматриваются бюджетные ассигнования на выплату пособий по временной нетрудоспособности в сумме 417,2 млрд рублей на оплату 346,88 млн дней (предельная сумма выплаты в месяц составит 78 207,12 рублей).
Расходы на выплату пособий по беременности и родам в 2022 году утверждаются в сумме 132,8 млрд рублей, с учетом оплаты 113,32 млн дней.
Для обеспечения расходных обязательств государства в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" для застрахованных граждан в 2022 году предусматриваются бюджетные ассигнования с учетом коэффициента индексации пособий с 1 февраля в размере 1,058:
- на оплату 907,8 тыс. единовременных пособий при рождении ребенка в сумме 19,9 млрд рублей (размер пособия с 1 февраля составит 19 981,73 рубля);
- на оплату 12 430,21 тыс. ежемесячных пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет в сумме 169,5 млрд рублей. При этом средний размер пособия составит 13 638,84 рублей;
В 2022 году Федеральным законом предусмотрены средства на выплату 97,38 тыс. социальных пособий застрахованным гражданам в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в сумме 724,8 млн рублей, исходя из размера пособия с 1 февраля - 6 797,63 рубля с учетом коэффициента индексации на индекс потребительских цен 1,058.
В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2022 году Федеральным законом устанавливаются следующие показатели с учетом индексации с 1 февраля:
- максимальный размер ежемесячной страховой выплаты - 88 346,07 рублей;
- сумма, из которой исчисляется единовременная страховая выплата, застрахованным гражданам - 114 899,35 рублей.
Расходы на медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию пострадавших, а также предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в 2022 году планируются в сумме 29,3 млрд рублей, в том числе на предупредительные меры - 17,8 млрд рублей, а на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию - 11,6 млрд рублей (в том числе на обеспечение государственного задания центрам реабилитации, подведомственным Фонду, - 4,1 млрд рублей (в 2021 было 3,95 млрд рублей).
Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов в 2022 году составят 29,6 млрд рублей, их доля в общих расходах планируется - 3,1 процента (на уровне 2021 года) года с учетом индексации оплаты труда сотрудников с 1 октября 2022 года на 4,0 процентов.
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона предусмотрено право Фонда направлять бюджетные ассигнования на оказание медицинских услуг работникам Фонда.
Средства федерального бюджета в 2022 году направляются на выполнение следующих государственных полномочий:
- на выплату пособий работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний - 14,51 млн рублей;
- на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами в сумме 6,6 млрд рублей для оплаты 1,64 млн дней;
- на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно - ортопедическими изделиями - 37,3 млрд рублей, в том числе на административные расходы - 1,009 млрд рублей. Комитет отмечает, что в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1137 "О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов" для удовлетворения потребности инвалидов в технических средствах реабилитации в полном объеме необходимо 41,2 млрд рублей;
- на выплату пособий по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка при необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет - 3,03 млрд рублей;
- на оказание услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов - 300 млн рублей (пилотный проект);
- на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда к месту лечения и обратно в объеме 5,9 млрд рублей.
Комитет отмечает, что выделенных на эти цели средств из федерального бюджета не достаточно, так как в течение последних лет обеспеченность льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение снизилась с 23,2 процентов в 2017 году до 19,8 процентов в 2020 году и проблема, связанная с механизмом финансового обеспечения указанных гарантий не урегулирована.
Статьей 4 Федерального закона предусматриваются особенности использования бюджетных ассигнований бюджета Фонда в сфере социальной политики (в основном это касается межбюджетных трансфертов бюджету Фонда на выполнение государственных функций).
В целом объем ассигнований, направляемых на исполнение Фондом публичных нормативных обязательств перед гражданами, в его общих расходах в 2022 году составит 825,2 млрд рублей или 87,4 процентов.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении отмечает, что бюджет Фонда социального страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов сформирован в соответствии с Бюджетным, Налоговым кодексами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами в сфере обязательного социального страхования и ориентирован на достижение национальных целей развития Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует одобрить данный Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.