Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 30 ноября 2021 г. N 3.5-04/2147
по проекту федерального закона N 1258297-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 ноября 2021 года, комитет отмечает следующее.
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) рассчитан в соответствии с основными макроэкономическими параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (базовый вариант), подготовленного Минэкономразвития России.
Расчет показателей бюджета Фонда произведен согласно требованиям законодательства Российской Федерации исходя из численности застрахованных по ОМС граждан, по состоянию на 1 января 2021 года в количестве 145,1 млн. человек, в том числе работающего населения - 63,8 млн человек, неработающего населения - 81,3 млн человек. По сравнению с 1 января 2020 годом отмечается сокращение общей численности застрахованных лиц на 418,3 тыс. человек.
Общий объем доходов бюджета Фонда предусматривается на 2022 год в сумме 2 779,2 млрд рублей (на 2021 год - 2 533,8 млрд рублей), на 2023 год - 2 925,7 млрд рублей, на 2024 год - 3 086,3 млрд рублей. Увеличение доходов бюджета Фонда в основном обусловлено увеличением фонда заработной платы по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, подготовленного Минэкономразвития России.
Расходы бюджета Фонда на 2022 год определены в размере 2 801,1 млрд рублей (на 2021 год - 2 545,4 млрд рублей), на 2023 год - 2 951,1 млрд рублей, на 2024 год - 3 120,3 млрд рублей.
Дефицит бюджета Фонда на 2022 год определен в размере 21,8 млрд рублей (на 2021 год - 11,6 млрд рублей), на 2023 год - 25,4 млрд рублей, на 2024 год - 34 млрд рублей. Достижение сбалансированности бюджета Фонда предусмотрено за счет переходящих остатков средств на конец соответствующего финансового года. Увеличение объема дефицита бюджета Фонда в 2022 году по сравнению с 2021 годом на 10,2 млрд рублей обусловлено увеличением объема субвенции, предоставляемой бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для осуществления ими переданных полномочий по организации обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), расходов на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП), не включенной в базовую программу ОМС, а также объема нормированного страхового запаса.
Доходы по страховым взносам на ОМС и налоговым доходам в 2022 году по сравнению с 2021 годом прогнозируются с увеличением на 212,5 млрд рублей, в 2023 году - на 145,8 млрд рублей, в 2024 году - на 152,2 млрд рублей. Размер страховых взносов на ОМС, которые являются основным источником доходов бюджета Фонда и формируются из страховых взносов на ОМС работающего населения и страховых взносов на ОМС неработающего населения, запланирован на 2022 год в сумме 2 447,8 млрд рублей (на 2021 год - 2 237 млрд рублей), на 2023 год - 2 593,3 млрд рублей, на 2024 год - 2 745,3 млрд рублей.
Размер страховых взносов на ОМС работающего населения запланирован на 2022 год в сумме 1 634 млрд рублей (на 2021 год - 1 453,7 млрд рублей), на 2023 год - 1 746,9 млрд рублей, на 2024 год - 1 864,9 млрд рублей.
Для основной категории плательщиков страховых взносов объем поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения в 2022 - 2024 годах рассчитан по тарифу 5,1%.
Расчет страховых взносов на ОМС неработающего населения на 2022 - 2024 годы произведен исходя из тарифа 18 864,6 рубля, коэффициентов дифференциации и коэффициентов удорожания стоимости медицинских услуг, установленных Федеральным законом.
Размер поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения на 2022 год определен в сумме 813,8 млрд рублей (на 2021 год - 783,3 млрд рублей), на 2023 год - 846,5 млрд рублей, на 2024 год - 880,5 млрд рублей с учетом коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг (на 2022 год - 1,244 (на 2021 год - 1,196), на 2023 год - 1,294 и на 2024 год - 1,346).
Объем поступлений от налога на профессиональный доход, налогов на совокупный доход и задолженности по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам определен на 2022 год в сумме 5,1 млрд рублей, на 2023 год - 5,6 млрд рублей, на 2024 год - 5,9 млрд рублей.
Объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Фонда из федерального бюджета, предусмотрен на 2022 год в размере 326 млрд рублей (на 2021 год - 293,1 млрд рублей), на 2023 год - 326,8 млрд рублей, на 2024 год - 335,1 млрд рублей.
Увеличение общего объема межбюджетных трансфертов в 2022 году обусловлено увеличением выпадающих доходов бюджета Фонда вследствие установленных в соответствии с законодательством пониженных тарифов страховых взносов на ОМС, увеличением объемов межбюджетных трансфертов на обеспечение нестраховых расходов (на оказание ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, на оплату родового сертификата), а также установлением двух новых видов бюджетных ассигнований, предусмотренных на проведение углубленной диспансеризации и медицинской реабилитации застрахованных лиц, перенесших вирусную инфекцию COVID-19.
На обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, предусмотрены субвенции из бюджета Фонда в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, объем которых определен на 2022 год в сумме 2 461,3 млрд рублей, на 2023 год - 2 596 млрд рублей, на 2024 год - 2 749,7 млрд рублей. В структуре расходов бюджета Фонда на долю субвенций приходится около 88%. Реализация базовой программы ОМС, в рамках которой оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь и диспансеризацию, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе ВМП, осуществляется за счет субвенций.
Объем субвенций определен на основе данных о численности застрахованных лиц на 1 января 2021 года, подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации и коэффициента корректировки по доле участия федеральных медицинских организаций в территориальной программе ОМС, который был установлен с 1 января 2021 года. Подушевой норматив на 2022 год составляет 14 173,9 рубля (на 2021 год - 13 078,6 рубля), на 2023 год - 14 949,9 рубля, на 2024 год - 15 834,7 рубля.
Также за счет субвенций предусмотрено обеспечение соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе, которое по врачам составляет 200%, по среднему медицинскому персоналу - 100%; увеличение заработной платы младшего медицинского и прочего персонала с 1 октября 2022 - 2024 годов и прочих расходов; финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, медицинской реабилитации застрахованных лиц, перенесших вирусную инфекцию COVID-19.
Расходы на мероприятия по проведению углубленной диспансеризации и медицинской реабилитации застрахованных лиц, перенесших вирусную инфекцию COVID-19, которые учтены в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, запланированы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Фонда. При этом на проведение углубленной диспансеризации средства в сумме 8 млрд рублей предусмотрены только на 2022 год, а на проведение медицинской реабилитации для указанной категории лиц предусмотрено на 2022 год 9,2 млрд рублей, на 2023 - 2024 годы - по 10 млрд рублей ежегодно. Средства на указанные мероприятия позволят обеспечить 200 тыс. амбулаторных и 86 тыс. стационарных случаев оказания помощи.
Отмечается, что в 2022 году предусмотрено увеличение предельного значения показателя коэффициента ценовой дифференциации бюджетных услуг для регионов Дальнего Востока (Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Магаданской области, Чукотского автономного округа и Ненецкого автономного округа) с 4,5 до 5,5, что позволит увеличить размер субвенции для указанных регионов в 2022 году на 6,3 млрд рублей, в 2023 году - на 6,7 млрд рублей, в 2024 году - на 7 млрд рублей.
На оказание ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете Фонда запланировано на 2022 год 112,5 млрд рублей (на 2,8 млрд рублей больше, чем в 2021 году), на 2023 год - 117 млрд рублей, на 2024 год - 121,7 млрд рублей, что позволит обеспечить 313 тыс. госпитализаций больных со сложными и тяжелыми случаями заболеваний.
В целях улучшения демографической ситуации в 2022 - 2024 годах планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни в 2022 году - 14.3 млрд рублей (в 2021 году - 13,3 млрд рублей), в 2023 году - 14.4 млрд рублей, в 2024 году - 14,5 млрд рублей. При этом стоимость родового сертификата предусматривается в размере 12,0 тыс. рублей.
На изготовление и доставку полисов ОМС единого образца в связи с постепенным переходом на электронный полис ОМС запланировано уменьшение бюджетных ассигнований в 2023 - 2024 годах, объем которых составит в 2022 году 1,3 млрд рублей, в 2023 году - 1,1 млрд рублей, в 2024 году - 1 млрд рублей.
Федеральным законом в бюджете Фонда предусмотрены средства нормированного страхового запаса на 2022 год в сумме 210,5 млрд рублей (на 67,2 млрд рублей больше утвержденного показателя 2021 года), на 2023 год - 221,2 млрд рублей, на 2024 год - 232,1 млрд рублей, которые будут направлены, в том числе:
- на исполнение расходных обязательств Фонда в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для финансового обеспечения их исполнения;
- на устранение кадрового дефицита;
- на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения онкологических заболеваний;
- на финансовое обеспечение специализированной, в том числе ВМП, включенной в базовую программу ОМС, оказываемой федеральными медицинскими организациями больным со сложными и тяжелыми случаями заболеваний;
- на дополнительное финансирование медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС в условиях чрезвычайной ситуации по решениям Правительства Российской Федерации;
- на реализацию мероприятий по цифровизации в сфере ОМС.
Объем бюджетных ассигнований для обеспечения целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусмотрен на 2022 - 2024 годы в сумме 1,3 млрд рублей ежегодно.
При рассмотрении в 2020 году в Совете Федерации Федерального закона от 8 декабря 2020 года N 430-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", закрепляющего полномочия Фонда по обеспечению предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее - медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти), комитет обращал внимание на возможность возникновения рисков при его реализации. Так, в рамках указанных полномочий Фонд должен осуществлять контроль сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти. Счетной палатой Российской Федерации отмечается, что в целях финансового обеспечения ведения дела по обязательному медицинскому страхованию в части оказания застрахованным лицам медицинской помощи в соответствии с пунктом 11 статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2010 год N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации в соответствии с постановлением от 29 января 2021 года N 81 "О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1060" Фонду с 1 января 2021 года предоставлены дополнительные расходы на оплату труда работников в объеме 65 796,7 тыс. рублей. При этом в ходе контрольного мероприятия установлено, что Фондом полномочия по проведению контроля сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в 2021 году не исполнялись, что создает риски несвоевременного оказания медицинской помощи медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, а также риски оказания медицинской помощи ненадлежащего качества.
Поэтому комитет считает, что Министерству здравоохранения Российской Федерации надлежит обратить пристальное внимание на качество исполнения Фондом указанных полномочий и соблюдение требований законодательства Российской Федерации.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет полагает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.