Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1164590-7 "О внесении изменения в статью 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", внесенный Брянской областной Думой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона дополняет пункт 5 статьи 24.6 Федерального закона 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон) положением, предусматривающим лишение юридического лица статуса регионального оператора не только по основаниям, определенным указанным Законом и правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. N 1156) (далее - Правила), но и "в случае неоднократного (более двух раз в течение года) нарушения требований, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Кодекс).
Согласно пояснительной записке, целью проекта является повышение уровня ответственности региональных операторов в случае совершения ими административных правонарушений, связанных с несоблюдением санитарно-эпидемиологических требований и требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (статьи 6.35 и 8.2 Кодекса), и размер штрафов по которым не является сдерживающим фактором для указанных лиц.
Поскольку перечень оснований лишения статуса регионального оператора определен в Правилах и предусматривает в том числе лишение указанного статуса в случае многократного (2 раза и более) нарушения Правил и (или) условий соответствующего соглашения, заключенного с региональным оператором (пункт 40 Правил), полагаем, что цели проекта могут быть достигнуты путем внесения соответствующих изменений в указанные Правила.
Вместе с тем проектируемое положение нуждается в уточнении, поскольку неясно: о нарушении каких именно требований идет речь; необходим ли факт привлечения к административной ответственности более двух раз в течение года за нарушение требований (см., например, статья 2.9, пункты 3, 4 части 1 статьи 24.5 Кодекса) или достаточно совершения нарушений требований более двух раз в течение года. Кроме того, общие положения Кодекса не содержат такого понятия, как "неоднократность". Совершение административного правонарушения два и более раз является повторным (статья 4.3 Кодекса).
Одновременно следует учесть, что при выявлении нарушений обязательных требований контрольный (надзорный) орган принимает и иные решения, не связанные с принятием мер по привлечению виновных лиц к административной ответственности, например, выдача после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия предписания об устранении выявленных нарушений, обращение в суд с требованиями об устранении выявленных нарушений и другие (см. статью 90 Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", статью 33 Федерального закона от 11.06.2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.