Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 1143480-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части уточнения сроков процедур, осуществляемых в отношении выявленного объекта археологического наследия) внесен Алтайским краевым Законодательным Собранием
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 1143480-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - проект федерального закона), внесенный Алтайским краевым Законодательным Собранием, и сообщает свое заключение.
Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) установлен порядок работы с обнаруженным объектом археологического наследия, направленный на обеспечение сохранности такого объекта.
Так, пунктом 11 статьи 45.1 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрена обязанность специалиста - археолога, обнаружившего объект археологического наследия, проинформировать об этом региональный орган охраны объектов культурного наследия в течение десяти рабочих дней со дня выявления такого объекта.
В соответствии с пунктом 16 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия в тридцатидневный срок со дня поступления указанной информации направляет уведомление о выявленном объекте археологического наследия владельцу земельного участка, в границах которого расположен указанный объект, в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого обнаружен указанный памятник, в орган регистрации прав.
Согласно изменениям, предусмотренным проектом федерального закона к данным статьям Федерального закона N 73-ФЗ, предлагается двукратное увеличение общего периода времени доведения информации о выявленном объекте археологического наследия до лиц и органов, указанных в пункте 16 статьи 16.1 данного Федерального закона.
По мнению Комитета по культуре, столь существенное увеличение указанного срока повышает риск утраты выявленного объекта археологического наследия в результате осуществления строительных и иных хозяйственных работ на земельном участке, в границах которого такой объект обнаружен, что не может быть поддержано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ зоны охраны объектов культурного наследия устанавливаются в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории.
Изменениями, предусмотренными проектом федерального закона к данному пункту, предложено не устанавливать зоны охраны для целого ряда объектов культурного наследия, в том числе для скрытых в земле объектов культурного наследия, объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, отдельных захоронений, памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательных мест, в которых соответствующим органом охраны объектов культурного наследия установлены предусмотренные статьей 56.4 Федерального закона N 73-ФЗ требования и ограничения.
Данное предложение обосновывается в пояснительной записке, в том числе тем обстоятельством, что сохранность указанных объектов культурного наследия обеспечивается путем установления границ территории памятников истории и культуры и особых режимов использования земельных участков в таких границах.
Однако, по мнению Комитета, отсутствуют гарантии того, что территории памятника истории и культуры будет достаточно для обеспечения сохранности окружающей его исторической среды в условиях интенсивной строительной деятельности.
Следует отметить, что к зонам охраны объектов культурного наследия, кроме охранной зоны, запрещающей строительство, относится также зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, которая устанавливается на территории, в границах которой допустимо ограниченное новое строительство. Такой механизм регулирования градостроительной деятельности позволяет регламентировано развивать указанную территорию с учетом сохранения средового пространства объекта культурного наследия.
Кроме того, для случаев расположения объекта культурного наследия в ландшафте Федеральным законом N 73-ФЗ предусмотрено установление зоны охраняемого природного ландшафта в целях сохранения природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
По мнению Комитета по культуре, предлагаемое проектом федерального закона исключение из мероприятий государственной охраны памятников истории и культуры, указанных в пункте 2 статьи 1 проекта федерального закона, такого важного инструментария как установление зон охраны объектов культурного наследия, может негативно сказаться на обеспечении сохранности как самих памятников истории и культуры, так и на обеспечении сохранности исторической среды, природного ландшафта объектов культурного наследия.
Учитывая изложенное, Комитет по культуре не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1143480-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", внесенного Алтайским краевым Законодательным Собранием, и предлагает Государственной Думе отклонить проект федерального закона.
Председатель Комитета |
Е.А. Ямпольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.