Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 33224-8 "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее соответственно - законопроект, ТОР) разработан Минэкономразвития России в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 августа 2021 г. N Пр-1458 в целях уточнения статуса резидента ТОР.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Закон N 473-ФЗ) резидентом ТОР, созданной в монопрофильном муниципальном образовании Российской Федерации (моногороде), может быть признано юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий, финансовых организаций, в том числе кредитных и страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг), с которым органами государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления моногорода заключено соглашение об осуществлении деятельности.
Также юридическое лицо должно соответствовать следующим требованиям:
1) регистрация организации осуществлена на территории моногорода;
2) деятельность организации осуществляется исключительно на территории моногорода;
3) организация реализует на территории моногорода инвестиционный проект, отвечающий требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 614 "Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)" (далее - постановление N 614);
4) юридическое лицо не является градообразующей организацией моногорода или ее дочерней организацией.
В частности, согласно подпункту "д" пункта 1 Требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденных постановлением N 614, в результате реализации инвестиционного проекта не предусматривается производство товаров и (или) оказание услуг, выполнение работ по видам экономической деятельности, в которых занято 20 процентов или более среднесписочной численности работников всех организаций моногорода.
Вместе с тем в рамках реализации резидентом инвестиционного проекта может возникнуть ситуация, когда численность его работников может стать больше 20 процентов среднесписочной численности работников всех организаций моногорода. При этом такая ситуация может возникнуть как в связи с расширением производства резидента ТОР, так и по причинам, не зависящим от резидента (увеличение оттока трудоспособного населения из моногорода, смертности и т.д.).
Следует отметить, что указанная ситуация в настоящее время не урегулирована законодательством о ТОР в моногородах и может неоднозначно трактоваться в рамках правоприменительной практики.
Целями создания ТОР являются формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития и создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения за счет создания новых постоянных рабочих мест.
В связи с этим исключение юридического лица из реестра резидентов ТОР, соответствовавшего всем требованиям Закона N 473-ФЗ на момент получения такого статуса и добросовестно исполняющего условия соглашения об осуществлении деятельности, необоснованно нарушает права таких субъектов предпринимательской деятельности.
Предлагаемые изменения позволят создать гарантии для резидентов ТОР в моногородах, повысить привлекательность инструмента ТОР для потенциальных инвесторов, обеспечить стабильную реализацию резидентами инвестиционных проектов, создать постоянные рабочие места и, как следствие, достичь заявленных при создании ТОР показателей эффективности функционирования.
Положения законопроекта соответствуют Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также иным международным договорам Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Принятие и дальнейшая реализация законопроекта не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" не требует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 614 "Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)" (далее - постановление N 614).
Обоснование разработки изменений: пункты 4 и 5 части 3 и часть 4.1 статьи 34 проектируемого Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
Цель правового регулирования: снятие правовой неопределенности в отношении территорий опережающего социально-экономического развития Российской Федерации, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), уточнение статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития, реализующего инвестиционный проект на территории моногорода.
Предмет правового регулирования: территории опережающего социально-экономического развития Российской Федерации, созданные на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов).
Описание основных изменений: приведение в соответствие с Федеральным законом норм постановления N 614.
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта:
головной исполнитель - Минэкономразвития России;
соисполнитель - Минфин России.
Сроки разработки нормативного правового акта: в течение 3 месяцев с даты принятия Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.