Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками от 9 ноября 2021 г.
на проект федерального закона N 1181934-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о наделении Банка России полномочием по принятию решения о временном ограничении на выезд из Российской Федерации учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета) и руководителя кредитной организации) внесен М.С. Зайцевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками (далее также - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1181934-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - законопроект) и отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральные законы от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ), от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ), наделив Банк России полномочием по принятию решения о временном ограничении на выезд из Российской Федерации учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета) и руководителя кредитной организации, в отношении которой осуществляются меры по предупреждению банкротства. Указанные изменения направлены согласно пояснительной записке на "предотвращение вывоза контролирующими кредитные организации лицами капитала за границу".
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации "может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Указанное ограничение, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, "носит временный характер", а также "уполномоченные органы и должностные лица, принимая решение о временном ограничении гражданина в праве выезда из Российской Федерации, и суды при оценке правомерности такого решения не могут руководствоваться одним лишь формальным критерием" (постановление от 07.06.2012 N 14-П, определения от 28.02.2019 N 309-О, от 25.02.2005 N 291-О). Как следует из проекта, ограничение конституционного права гражданина на свободу передвижения определяется самостоятельно Банком России, оспаривание решения которого в судебном порядке не предусматривается. При этом проект не предполагает оценки необходимости, соразмерности и пропорциональности такого ограничения, исследования обстоятельств, свидетельствующих о возможности уклонения от ответственности лица, в отношении которого Банком России устанавливаются соответствующие ограничения, а также установления порядка, механизма и процедуры принятия решения об ограничении права на выезд.
В соответствии с требованиями статей 2 и 16 Федерального закона N 114-ФЗ и по аналогии с другими пунктами редактируемой статьи 15 Федерального закона N 114-ФЗ указание сроков такого временного ограничения прав является обязательным, а восстановление права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации осуществляется по истечении такого срока.
Законопроект содержит внутренние противоречия, а именно статья 2 и статья 3 законопроекта не соотносятся между собой в отношении момента снятия временного ограничения на выезд вышеназванных лиц из Российской Федерации, статьи 1, 2 и 3 - в отношении оснований для временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
Также обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 909902-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части временного ограничения прав на выезд руководителей и контролирующих лиц кредитных организаций, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов", которым устанавливается иной (судебный) порядок временного ограничения права на выезд из Российской Федерации лиц, включенных Банком России в перечень контролирующих финансовую организацию лиц.
В соответствии с частью девятой статьи 7 Федерального закона N 86-ФЗ законопроект был направлен на заключение в Банк России, который не поддержал указанный законопроект. В своем заключении Банк России отметил, что внесенным законопроектом предполагается временное ограничение конституционных прав граждан (статья 27 Конституции Российской Федерации), которое должно быть реализовано с помощью судебного порядка временного ограничения права на выезд для руководителей и контролирующих лиц финансовых организаций, на основании ходатайства Банка России. Также Банк России поддержал проект федерального закона N 909902-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части временного ограничения прав на выезд руководителей и контролирующих лиц кредитных организаций, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов", который находится на рассмотрении Государственной Думы с 27 февраля 2020 года и был раннее поддержан Комитетом Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.
Правительство Российской Федерации, Правовое управление Аппарата Государственной Думы, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку не поддерживает принятие настоящего законопроекта.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1181934-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.