Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 7 апреля 2021 г.
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1091239-7 "О внесении изменения в статью 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации и изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации в части выплаты денежной компенсации, связанной с предоставлением земельных участков для индивидуального жилищного строительства", внесённый Архангельским областным Собранием депутатов
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1091239-7 "О внесении изменения в статью 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации и изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации в части выплаты денежной компенсации, связанной с предоставлением земельных участков для индивидуального жилищного строительства" (далее - законопроект) и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской законопроектом предлагается предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации правовую возможность выплаты гражданам, имеющим трёх и более детей, денежной компенсации стоимости земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а также стоимости жилого помещения, возводимого на таком участке взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации. Такие изменения, по мнению авторов законопроекта, позволят органам власти субъектов Российской Федерации обеспечить выполнение социальной функции по поддержке многодетных семей в регионах, в которых наблюдается недостаток в свободных земельных участках, которые могут быть предоставлены указанной категории граждан в собственность бесплатно.
Рассмотрев законопроект и материалы к нему, Комитет отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации регулируются отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам. В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность бесплатно предоставляется земельный участок гражданам, имеющим трёх и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Также указанной нормой предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации определить порядок учёта указанных граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Комитет обращает внимание, что под иными мерами социальной поддержки имеется в виду, в том числе и выплата соответствующей денежной компенсации. Регулирование по этому вопросу имеет место в отдельных субъектах Российской Федерации. Кроме того, в некоторых субъектах, например, в городе Москва, предусматривается осуществление контроля за использованием предоставляемой компенсации именно на приобретение жилого помещения или жилого дома, соответствующего установленным критериям.
Таким образом, предлагаемые изменения в Земельный кодекс Российской Федерации представляются избыточными, поскольку органы власти субъектов Российской Федерации уже наделены полномочиями по предоставлению иных мер социальной поддержки взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
В части включения в размер компенсации гражданам, имеющим трёх и более детей, стоимости объекта индивидуального жилищного строительства, который мог бы быть возведён в случае предоставления указанным лицам земельного участка в собственность бесплатно, необходимо отметить следующее. Действующая редакция пункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации не ограничивает правомочия субъектов Российской Федерации по самостоятельному определению размера денежной компенсации, предоставляемой взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно. Такой размер или порядок его расчёта могут быть установлены нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В пояснительной записке к законопроекту отсутствует информация о причинах, по которым действующее регулирование вопроса о замене предоставления земельного участка в собственность бесплатно гражданам, имеющим трёх и более детей, иными мерами социальной поддержки в целях улучшения жилищных условий нуждается в совершенствовании.
Таким образом, по мнению Комитета, нормы законопроекта являются избыточными, не создают нового механизма правового регулирования вопросов предоставления земельных участков многодетным семьям и не достигают цели регулирования, изложенных в пояснительной записке. Учитывая изложенное, законопроект не рекомендуется к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.