Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 34557-8 "О внесении изменений в статьи 7 и 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" подготовлен в целях уточнения отдельных формулировок Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон) и приведения их в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона для целей Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
При этом пунктом 1 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что фондом в целях Гражданского кодекса Российской Федерации признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Пунктом 1 статьи 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
В соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 14 Федерального закона устав фонда, помимо сведений, указанных в абзацах первом и втором пункта 3 статьи 14 Федерального закона, также должен содержать наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Пункт 2 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово "фонд", месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Таким образом, отдельные положения Федерального закона не соответствуют нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Нормы гражданского права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица.
Пунктом 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
В связи с изложенным настоящим проектом федерального закона предлагается привести Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" не потребует дополнительных расходов из бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.