Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике
по проекту федерального закона N 1230464-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в части совершенствования механизма функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя)"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1230464-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по экономической политике отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование механизма функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с учетом анализа правоприменения отдельных положений Федерального закона от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон).
Законопроектом устанавливается передача высшему исполнительному органу государственной власти Республики Крым и высшему исполнительному органу государственной власти города федерального значения Севастополя полномочий по утверждению персонального состава экспертных советов по вопросам свободной экономической зоны, видов деятельности, осуществление которых в свободной экономической зоне участниками такой зоны не допускается. Также предусматривается увеличение минимального объема капитальных вложений, необходимых для реализации инвестиционного проекта на территории свободной экономической зоны, и ряд уточняющих положений, направленных на исключение пробелов в правовом поле.
1. Подпункт "а" пункта 1 и пункт 3 статьи 1 законопроекта устанавливают передачу полномочий на региональный уровень по ограничению отдельных видов деятельности для участников свободной экономической зоны. Введение данной нормы вызвано необходимостью обеспечения оперативного принятия решений с учетом текущей социально-экономической ситуации в Республике Крым и городе Севастополе. С целью исключения коррупционных рисков ограничение осуществления таких видов деятельности происходит по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Минэкономразвития России). Комитет отмечает, что принятие указанных положений, в свою очередь, позволит обеспечить оперативность принятия решения на уровне субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, по вопросам, связанным с приоритетным развитием отдельных отраслей экономики.
2. Проектируемым пунктом 4 части 3 статьи 13 Федерального закона устанавливается увеличение минимального объема капитальных вложений, осуществляемых участником свободной экономической зоны в первые три года реализации инвестиционного проекта. В частности, предлагается для лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, объем капитальных вложений увеличить с 3 до 6 млн. руб., для иных лиц - с 30 до 60 млн. руб.
Изменение требований к минимальному объему капитальных вложений в сторону увеличения обусловлено рядом объективных фактором, в числе которых увеличение предельных значений дохода участников свободной экономической зоны, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, изменение цен с учетом повышения уровня инфляции на оборудование и иные объекты основных средств, в которые участниками свободной экономической зоны осуществляются капитальные вложения. Также следует учитывать существенные различия в требованиях к минимальному объему капитальных вложений для участников свободной экономической зоны и резидентов иных преференциальных режимов. Так, для резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом в сфере здравоохранения должен составлять в сумме не менее чем 10 млн. руб., в области туристско-рекреационной деятельности, рыболовства, рыбоводства, сельского хозяйства, по созданию обрабатывающего производства - 50 млн. руб., для других отраслей - 150 млн. руб. и только в сфере IT - не менее 1 млн. руб.
Введение указанной нормы также необходимо для достижения баланса интересов государства и предпринимательского сообщества в вопросе достижения соразмерности осуществляемых инвестиций в экономику регионов и предоставляемых льгот хозяйствующим субъектам. Следует отметить, что от объема капитальных вложений участников свободной экономической зоны зависит существование тех или иных преференций (льгот) в рамках особого режима свободной экономической зоны, которые признаются налоговыми расходами, поскольку оценка эффективности предоставляемых государством льгот напрямую зависит от роста капитальных вложений, имея в виду соотношение затрат государства на предоставление льгот участникам свободной экономической зоны и отдачи от таких субъектов экономической деятельности в виде объема инвестиций в капитал.
Так, в соответствии со статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2020 года участникам свободной экономической зоны возвращена возможность применения пониженных тарифов страховых взносов до окончания срока существования свободной экономической зоны при условии, если разница между суммой общеустановленных страховых взносов (30%) и суммой страховых взносов, исчисленной с применением пониженных тарифов страховых взносов (7,6%), определяемая нарастающим итогом с начала применения указанной льготы, не превышает величину, равную объему осуществленных участником свободной экономической зоны капитальных вложений, умноженную на коэффициент (от 1 до 1,5), размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации в зависимости от вида экономической деятельности. По сути, данный механизм обеспечивает прямую зависимость применения данной льготы участником свободной экономической зоне от осуществленного им объема капитальных вложений и фактически позволяет полностью компенсировать осуществленные участником такой зоны инвестиции, а в отдельных случаях получить от государства преференцию в 1,5 раза превышающую объем осуществленных капитальных вложений.
Таким образом, учитывая предлагаемое законопроектом увеличение порога инвестиций для участников свободной экономической зоны, позволит не только увеличить темпы роста инвестиций в основной капитал регионов, но и признать свободную экономическую зону эффективным проектом с точки зрения соразмерности вложений в виде соответствующих льгот и полученных результатов - осуществленных капитальных вложений.
Более того, по мнению Комитета, реализация подпункта "а" пункта 4 статьи 1 законопроекта будет способствовать достижению цели, заявленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на совещании по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и города федерального значения Севастополя 18 марта 2021 года. Указанная цель направлена на обеспечение кардинального роста частных инвестиций в Республику Крым и город Севастополь в период 2022 - 2025 гг., объем которых должен превысить 1 трлн. руб.
3. Подпунктом "б" пункта 4 статьи 1 законопроекта исключается проведение оценки инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта при внесении изменений в договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне. Предлагаемая норма обусловлена тем, что частью 28 статьи 13 Федерального закона уже определены основания (по сути, существенные условия) для отказа во внесении изменений в договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне (изменение цели инвестиционного проекта, осуществление видов деятельности, не соответствующих требованиям, определенным Федеральным законом, снижение общего объема капитальных вложений, изменение графика осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые три года реализации инвестиционного проекта в случае, если это повлечет за собой увеличение сроков реализации инвестиционного проекта, изменение территории реализации инвестиционного проекта). При этом законопроектом предлагается дополнить данный перечень основанием - "снижение количества планируемых для создания рабочих мест". По мнению Комитета, указанные основания составляют исчерпывающий перечень для отказа во внесении изменений в договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, которые могут повлиять на эффективность реализации инвестиционного проекта. Таким образом, иные изменения, вносимые в такой договор, могут носить исключительно технический характер, ввиду чего проведение оценки влияния этих изменений на эффективность реализации инвестиционного проекта представляется излишним.
4. Статьей 2 законопроекта предусмотрены нормы, обеспечивающие возможность осуществления мониторинга выполнения участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне также в отношении участников свободной экономической зоны, заключивших договоры об условиях деятельности в свободной экономической зоне до 25 декабря 2018 года (вступление в силу указанной нормы). По мнению Комитета, реализация указанного положения позволит обеспечить равные условия для всех участников свободной экономической зоны по оценке выполнения условий такого договора и последствий, в случае выявления фактов нарушения участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне (направление уполномоченным органом управления свободной экономической зоны заявления в суд о расторжении договора об условиях деятельности). Комитет поддерживает позицию Правительства Российской Федерации о том, что наличие в законопроекте указанных положений не влечет нарушение баланса интересов государства и субъектов предпринимательской деятельности, поскольку они направлены исключительно на обеспечение выполнения участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне и не влечет наложения на него обязанностей публично-правового характера.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1230464-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и предлагает Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.А. Топилин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.