Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды
на проект федерального закона N 1216032-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение законодательства в области обращения с животными)",
внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Бурматовым, П.В. Крашенинниковым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды рассмотрел в части вопросов ведения Комитета проект федерального закона N 1216032-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение законодательства в области обращения с животными) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Бурматовым, П.В. Крашенинниковым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить административную ответственность за нарушение законодательства в области обращения с животными.
В 2018 году принят Федеральный закона N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Указанным Федеральным законом установлен ряд требований в области обращения с животными, в том числе запрет жестокого обращения с животными, требования по обращению с животными, используемыми в культурно-зрелищных целях, требования по обращения с животными без владельцев.
Однако, административная ответственность за нарушение требований Федерального закона в настоящее время не установлена. В настоящее время установлена лишь уголовная ответственность за жестокое обращение с животными, которая предусматривает до 5 лет лишения свободы.
Комитет поддерживает предложение об установлении в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) ответственности за нарушение законодательства в области обращения с животными.
В то же время, Комитет имеет ряд замечаний и предложений к указанному законопроекту.
1. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в целях защиты животных от жестокого обращения запрещается организация и проведение боев животных, зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным.
Учитывая, что в законодательстве имеется запрет на организацию и осуществление такой деятельности, необходимо установить меры ответственности за нарушение таких запретов. Предлагаем дополнить КоАП мерами ответственности за организацию, проведение боев животных, иных зрелищных мероприятий, включающих в себя нанесение травм и увечий животным, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
2. Федеральный закон регулирует отношения в области обращения с животными, в том числе, в целях обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
В этой связи полагаем целесообразным в КоАП установить ответственность за нарушение (не соблюдение) требований законодательства в области обращения с животными, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан, либо имуществу, если это нарушение не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.
3. Кроме того, обращаем внимание, что по ряду составов правонарушений необходимо предусмотреть такую санкцию как конфискация животных.
Например, конфискация животных может быть целесообразной при содержании и использовании животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, при жестоком обращении с животными, при несоблюдении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию. Обращаем внимание, что статьей 21 Федерального закона предусмотрена конфискация диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом.
4. Также считаем необходимым исключить возможность рассмотрения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными, дел об административных правонарушениях в части жестокого обращения с животными, а также в части несоблюдения требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, животными, от права собственности на которые владельцы отказались.
Принимая во внимание, что организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не целесообразно возлагать рассмотрение дел о правонарушениях в этой области на органы, осуществлявшие региональный контроль (надзор), в связи с тем, что есть риск необъективного рассмотрения таких дел. Предлагаем наделить полномочиями по рассмотрению таких дел федеральные органы исполнительной власти.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1216032-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение законодательства в области обращения с животными) с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Д.Н. Кобылкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.