Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности и торговле
на проект федерального закона N 1184356-7 "О внесении изменения в статью 16 Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя)",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по промышленности и торговле рассмотрел проект федерального закона N 1184356-7 "О внесении изменения в статью 16 Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.
К основным источникам правового регулирования отношений, возникающих с участием потребителей в Российской Федерации, относятся Гражданский кодекс Российской Федерации и развивающий его положения специальный Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей (далее - Закон РФ N 2300-1). Потребитель вступает в отношения, не связанные с извлечением прибыли и руководствуется исключительно личными, семейными и (или) бытовыми нуждами. Не являясь профессиональным участником рынка и не обладая специальными знаниями, потребитель во взаимоотношениях с субъектами, занимающимися предпринимательской деятельностью, выступает экономически более слабой стороной, в связи с чем обеспечить его законные права и интересы призван Закон РФ N 2300-1.
Законопроект внесен во исполнение Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, разработан на основе результатов правоприменительной практики и направлен на предупреждение ряда недобросовестных практик и дальнейшее совершенствование мер защиты граждан.
В частности, законопроектом предлагается новая редакция статьи 16 "Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя" Закона N 2300-1. В целях усиления и конкретизации подходов к защите граждан-потребителей в договорных отношениях уточняется наименование статьи 16 "Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя", закрепляется открытый перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя, а также определяются запрещенные в отношении потребителей действия со стороны продавца (исполнителя, уполномоченной организации, импортера, владельца агрегатора) и т.д.
В перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя (п. 2 проектируемой ст. 16 Закона N 2300-1), включаются такие условия, как необоснованное право продавца (исполнителя, уполномоченной организации, импортера, владельца агрегатора) на односторонний отказ или изменение условий обязательства; ограничение права потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров; ограничение ответственности продавца (исполнителя, уполномоченной организации, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств; оказание дополнительных услуг за плату без согласия потребителя; ограничение выбора способа или формы оплаты товаров (работ, услуг) и т.д.
Абз.3 ст. 1 законопроекта (п. 1 проектируемой ст. 16 Закона N 2300-1) устанавливается также, что "условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, являются недопустимыми и ничтожны".
Следует отметить важность с точки зрения юридических последствий изменение, признающее условия договора, ущемляющие права потребителя, недопустимыми и ничтожными без судебного решения. Действующей редакцией ст. 16 Закона РФ N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителя, являются недействительными, тем самым предоставляя возможность хозяйствующему субъекту оспорить законные требования потребителя в суде. Принимая во внимание более высокие финансовые возможности хозяйствующих субъектов для обращения за профессиональной помощью к юристам и (или) наличие юридических структурных подразделений, неподготовленному потребителю выиграть суд бывает крайне сложно. Зачастую потребитель в подобной ситуации вообще не обращается в суд, поэтому и возникла необходимость в разработке законопроекта.
Кроме этого, абз. 3 п. 3 проектируемой ст. 16 Закона N 2300-1 устанавливает право потребителя вносить изменения в договор либо требовать исключения из договора условий, ущемляющих его права. Практика свидетельствует о том, что потребитель вынужден подписывать фактически "договор присоединения", не имея возможности корректировать условия, даже в случае очевидных несоответствий условий договора действующему законодательству Российской Федерации. Зачастую хозяйствующие субъекты, используя свое преимущество, составляют в одностороннем порядке типовые договоры, включая в них условия, не отвечающие интересам потребителей.
Ярким тому примером может служить отказ продавца (исполнителя) заключать, изменять, расторгать или исполнять договор в связи с отказом потребителя предоставить ему персональные данные. Законопроектом такая практика будет прекращена (п. 4 проектируемой ст. 16 Закона N 2300-1), устанавливая прямую норму - "продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе отказывать в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора в связи с отказом потребителя предоставить свои персональные данные, за исключением случаев, когда обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем".
Законопроектом также определяются сроки удовлетворения требований потребителя в рамках рассматриваемой статьи, в частности, о возмещении убытков и об исключении нарушающих права граждан условий договора, регламентируются отдельные действия хозяйствующего субъекта и потребителя при заключении, исполнении и расторжении договора.
По результатам проведенных проверок в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 2020 году по статье 16 (недействительность условий договора, ущемляющих права потребителей) Роспотребнадзором России выявлено 1109 нарушений, причем, за последние 7 лет не произошло сокращения количества выявленных нарушений, связанных с включением в договоры с потребителями условий, ущемляющих их права. Более того, в договоры с потребителями, как показывает правоприменительная практика, продолжают включаться условия, которые неоднократно признавались в судах недопустимыми, причем такая тенденция не меняется.
Среди ущемляющих права потребителей условий договоров наиболее частая практика состояла в замене продавцами в одностороннем порядке условий договора или стоимости товара; в ограничении выбора потребителя на использование форм оплаты товаров (работ, услуг), например, отсутствовала возможность оплаты банковской картой или использования национальных платежных инструментов; в ограничении права потребителя на обмен или возврат товара, проданного посредством электронной торговли, либо товара, приобретенного в рамках маркетинговых акций; в использовании агрессивной рекламы, навязывающей ненужные или некачественные товары и вводящая в заблуждение потребителей; в обусловливании приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) или заключением кредитных договоров; в нарушении сроков передачи предварительно оплаченного товара или непоставка товара вовсе (неоказание услуги) и т.д.
Обращаем внимание на то, что потребительский рынок наиболее оперативно реагирует на внешние и внутренние проявления в стране, поэтому в последнее время на его развитие существенно повлияла ситуация с длящейся пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Практически все сферы жизнедеятельности общества максимально задействовали или полностью перешли в онлайн пространство (торговля, образование, медицина, финансовый сектор и т.д.). Одновременно с такими процессами ожидаемо фиксируется прирост жалоб потребителей в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность посредством сети Интернет. Наиболее частыми, как следует из Государственного доклада "Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2020 году", стали нарушения владельцами агрегаторов прав потребителей на получение достоверной информации о стоимости услуг перевозки, введение в заблуждение относительно качества и безопасности услуг перевозки такси (отсутствие специального разрешения у заказываемого такси), обман потребителя при доставке заказанной продукции общественного питания и т.д.
Концептуально поддерживая законопроект, обращаем внимание на необходимость редакционного согласования отдельных его положений. В частности, п/п. 5 п. 2 проектируемой статьи 16 Закона РФ N 2300-1 вводится безусловный запрет "обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), а также создают для потребителя иные обременения, в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров". Тогда как п. 3 проектируемой статьи 16 Закона РФ N 2300-1 устанавливает, что "запрещаются действия, выражающиеся в обусловливании приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)". Представляется, что в правоприменительной и судебной практике данные нормы будут конкурировать, поскольку отсутствует понимание о каких "действиях" в последней формулировке идет речь и почему прямой запрет на действие продавца в одной норме может быть оспорен другой нормой, нивелирующий этот прямой запрет от влияния каких-либо действий продавца.
Считаем, что предлагаемые законопроектом изменения статьи 16 Закона РФ N 2300-1 позволят существенно повысить уровень защищенности граждан, станут стимулом для соблюдения продавцами (исполнителями, изготовителями, владельцами агрегаторов) прав потребителей и для добросовестного ведения бизнеса на потребительском рынке. Детально изложенные положения, их однозначное толкование также будут полезны судам и потребителям в целях отстаивания нарушенных прав и повышения правовой грамотности граждан. Принятие законопроекта повлияет на положительную динамику развития потребительского рынка и на выносимые судебные решения.
Законопроект пакетный, для обеспечения его действия внесен проект федерального закона N 1184517-7 "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административной ответственности за отказ в заключении договора с потребителем в случае отказа предоставить персональные данные). Предусматривается, что оба законопроекта вступят в силу с 1 марта 2022 года.
Учитывая изложенное, Комитет по промышленности и торговле поддерживает проект федерального закона N 1184356-7 "О внесении изменения в статью 16 Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя), внесенный Правительством Российской Федерации, и рекомендует принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.В. Гутенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.