Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 4764-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительствм Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект устанавливает обязательные требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности и подлежащих включению в реестр отдельных производственных объектов на основании критериев отнесения таких объектов к отдельным опасным производственным объектам, установленных Правительством Российской Федерации, а также являющихся объектами размещения отходов I и II классов опасности, за исключением горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами (далее - объекты регулирования).
По результатам рассмотрения проекта сообщаем следующее.
Положения проекта, определяющие отсутствие заключения о финансовой устойчивости лица, претендующего на приобретение объекта регулирования, основанием для приостановки государственной регистрации перехода прав на объект регулирования (изменения в статью 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), необходимо согласовать с пунктом 5 проектируемой статьи 56.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), согласно которому такое заключение не требуется, когда в отношении объекта регулирования уплачен компенсационный платеж или перечислен платеж по иску о его взыскании.
Пунктом 3 проектируемой статьи 56.2 Федерального закона N 7-ФЗ предусматривается проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, на предмет обоснованности ее определения, по результату которой выдается соответствующее заключение. Учитывая, что проектом не устанавливается порядок определения сметных нормативов стоимости таких мероприятий (например, как это предусмотрено статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении сметных норм и методик, необходимых для определения сметной стоимости строительства), неясно какими критериями будет определяться обоснованность сметной стоимости.
В пункте 2 проектируемой статьи 56.4 Федерального закона N 7-ФЗ неясно, что понимается под понятием "обеспечительный платеж" с точки зрения бюджетного законодательства Российской Федерации. В законодательных актах Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, указанный термин не используется. В гражданском законодательстве под обеспечительным платежом понимается денежное обязательство, возникшее из соглашения сторон (статья 381.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), что не согласуется с административной природой проектируемого компенсационного платежа.
Также отмечаем, что пунктом 4 проектируемой статьи 75.1 Федерального закона N 7-ФЗ не определено, на какие цели направляются штрафы, налагаемые по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях руководителями государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, зачисленные в федеральный бюджет, учитывая, что в соответствии с пунктом 5 данной статьи административные штрафы за административные нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования носят целевой характер. Аналогичное замечание относится к пункту 4 проектируемой статьи 78.2 Федерального закона N 7-ФЗ в части направления средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Проектом устанавливается проведение экологической экспертизы плана мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации объекта регулирования без организации и проведения обсуждений указанного плана мероприятий с гражданами и общественными организациями (объединениями), а также без предоставления в составе материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе, материалов таких обсуждений (часть 2 статьи 2 проекта). При этом в пояснительной записке к законопроекту обоснования такого исключения не содержится.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.