Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 35884-8 "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (далее - законопроект) направлен на уточнение отдельных положений указанных Федеральных законов в целях совершенствования медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, в части проведения медицинских осмотров и контроля медицинских показаний водителей транспортных средств, снижения травматизма и дорожно-транспортных происшествий при выполнения работ и оказания услуг связанных с использованием транспортных средств, в рамках выполнения подпункта "л" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N Пр-2165 ГС.
Законопроектом предусматриваются полномочия Минздрава России по утверждению порядков проведения предварительных, периодических, предсменных, предрейсовых, текущих (внутрисменных, внутрирейсовых), послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, необходимость проведения которых установлена иными федеральными законами, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в связи с имеющейся актуальной потребностью работников и работодателей, которые в каждодневном режиме осуществляют организацию и проводят обязательных медицинских осмотров, направленных на обеспечения безопасности дорожного движения и сохранения жизни и здоровья людей.
При этом в указанных порядках устанавливаются особенности использования медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья.
Особенности использования медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, предполагается установить в порядках проведения указанных медицинских осмотров, что делает такое регулирование рациональным и более удобным для правоприменителя.
В частности, такой порядок уже нормативно закреплен в Федеральном законе от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности".
Особенности правового регулирования проведения медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) установлены статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться указанные виды медицинских осмотров, которые регулируются отдельными федеральными законами.
Медицинские изделия обеспечивают автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников, являются различного рода устройства фактической передачи сведений о произведенном медицинском осмотре.
В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано не менее 15 медицинских изделий, которые способны обеспечить автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и изготовителями являются организации, зарегистрированные в качестве юридических лиц на территории Российской Федерации. К таким медицинским изделиям, например, относятся:
Комплекс аппаратно-программный для регистрации, сохранения и передачи физиологических параметров человека по ТУ 26.60.12-001-26540932-2019 (регистрационное удостоверение от 07.08.2020 N РЗН 2020/11609, изготовитель ООО "ТМ-Сервис");
Комплекс программно-аппаратный медицинского осмотра "Страж" по ТУ 26.60.12-002-75538036-2019 (регистрационное удостоверение от 13.05.2021 N РЗН 2021/14299, изготовитель ООО "БИОСОФТ-ПМО");
Автоматизированная система предсменных/предрейсовых (послесменных / послерейсовых) осмотров "АСПО" по ТУ 26.60.12-001-12425058-2018 (регистрационное удостоверение от 13.01.2021 N РЗН 2020/13066, изготовитель ООО "КАС").
Следует отметить, что применение указанных медицинских изделий не отменяет традиционных предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров и является правом работодателя.
Принятие закона позволит создать дополнительные правовые основы для функционирования эффективной системы контроля за здоровьем работника и снижения уровня развития профессиональных заболеваниями. Внедрение указанных информационных систем значительно повысит уровень безопасности дорожного движения при снижении затрат и временного периода для прохождения работниками обязательных медицинских осмотров.
Применение формы проведения предсменных и предрейсовых медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья в автотранспортной отрасли активно поддержано профессиональным сообществом, участниками рынка предоставления услуг по перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, а также проведения предсменных и предрейсовых медицинских осмотров в ходе работы круглого стола в Общественной палате Российской Федерации стол на тему "О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования проведения медицинских осмотров водителей транспортных средств", обсуждениях в Комитетах Государственной Думы Российской Федерации.
Проект федерального соответствует нормам проекта федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по совершенствованию проведения медицинских осмотров", разработанного Минздравом России и подготовленного в рамках реализации мероприятий Плана мероприятий ("Дорожной карты") по разработке проведения автоматизированного дистанционного предрейсового и послерейсового медицинского контроля водителей, а также предрейсового технического контроля транспортных средств, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимовым от 6 августа 2018 г. N 6182п-п9, в соответствии с пунктом 17 поручения Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2017 г. N АД-П9-7382, данным на основании подпункта "л" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N Пр-2165 ГС.
Следует отметить, что проект федерального закона шел параллельно с указанным законопроектом Минздрава России, разработка которого осуществляется с 2017 года и несмотря на достигнутые значительные результаты в настоящее время в Государственную Думу Российской Федерации не внесен, возвращён 13 октября 2021 г. Правительством Российской Федерации в Минздрав России, а в условиях действующих ограничительных мер, в связи со сложной эпидемиологической ситуацией на территории Российской Федерации, внедрение дистанционных технологий является актуальным вопросом и позволит сократить распространение различных инфекционных заболеваний, в том числе COVID-19, среди работающего населения.
Законопроектом устанавливается отложенный срок вступления в силу норм, что необходимо для обеспечения разработки, принятия соответствующих подзаконных нормативных актов, требуемых для обеспечения надлежащего практического применения вводимых нормативных положений.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не будет иметь социально-экономических и финансовых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
Принятие федерального закона О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
Принятие федерального закона О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" не потребует принятия, приостановления, внесения изменений либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.