Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 1212908-7 "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 1212908-7 "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года" (далее - Конвенция), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 13 июля 2021 года.
Конвенция, разработанная под эгидой Международной морской организации (ИМО) и принятая в мае 2007 года на Международной конференции Организации Объединенных Наций в Найроби, предусматривает порядок действий, права и обязанности государств-участников и судовладельцев в отношении затонувшего имущества в районе действия Конвенции.
Согласно пункту 1 статья 1 Конвенции районом действия Конвенции является исключительная экономическая зона государства-участника, установленная в соответствии с международным правом, либо, если государство-участник не установило такую зону, район, находящийся за пределами территориального моря этого государства и прилегающий к нему, установленный этим государством в соответствии с международным правом и простирающийся не более чем на 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина его территориального моря.
Российская Федерация присоединяется к Конвенции с заявлением, в соответствии с которым Российская Федерация будет распространять применение требований Конвенции на затонувшие суда, находящиеся в пределах территории Российской Федерации, включая территориальное море, с соблюдением положений пункта 4 статьи 4 Конвенции.
Согласно положениям Конвенции государство-участник требует от капитана и оператора судна, плавающего под его флагом, немедленно сообщить затронутому государству об инциденте, после которого судно затонуло; затронутое государство обязано в срочном порядке предупредить мореплавателей и заинтересованные государства о характере и местонахождении затонувшего судна, а также информировать государство регистрации судна и собственника судна. Если затонувшее судно представляет опасность, собственник представляет затронутому государству доказательства страхового или иного финансового обеспечения и удаляет затонувшее судно, представляющее опасность; если собственник не удалят затонувшее судно, затронутое государство может удалить его наиболее быстрыми способами с учетом собственной безопасности и защиты морской среды.
Существенным положением Конвенции является обязанность договаривающихся государств требовать страхования ответственности не только от собственников судов, плавающих под флагом этих государств, но и от прочих судов, заходящих в порты или на рейды этих государств.
Российская Федерация присоединяется к Конвенции с оговоркой, в соответствии с которой Российская Федерация не считает себя связанной положениями пунктов 2 и 3 статьи 15 Конвенции (обязательные процедуры разрешения споров).
Согласно статьи 17 Конвенция была открыта для подписания с 19 ноября 2007 года до 18 февраля 2008 года и после этого остается открытой для присоединения.
Конвенция вступила в силу 14 апреля 2015 года, на сегодняшний день ее участниками являются более 50 государств, среди них Болгария, Великобритания, Германия, Дания, Индия, Иран, Канада, Китай, Нидерланды, Португалия, Франция, Швеция и Япония.
В соответствии со статьей 18 Конвенция вступает в силу через двенадцать месяцев после даты, на которую десять государств либо подписали ее без оговорки относительно ратификации, принятия или утверждения, либо сдали на хранение ратификационную грамоту или документ о принятии, утверждении или присоединении Генеральному секретарю Международной морской организации. Для любого государства, которое ратифицировало настоящую Конвенцию или присоединилось к ней позже, Конвенция вступает в силу через три месяца после сдачи таким государством на хранение соответствующего документа.
Конвенция подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит иные правила, чем установленные законодательством Российской Федерации в части обязательного страхования ответственности в отношении удаления затонувших судов.
Как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, представленного Правительством Российской Федерации, реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Присоединение к Конвенции расширит возможности Российской Федерации в области обеспечения безопасного судоходства и защиты окружающей среды от безнаказанного загрязнения морских акваторий, устранит существующие правовые коллизии в регулировании вопросов предоставления гарантий или финансового обеспечения от возможного ущерба, связанного с морским судоходством в части удаления затонувших судов во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации и исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона о присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.