Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 1174700-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (в части установления исключительных тарифов на электрическую энергию), внесенный А.А. Кузьминым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 13 октября 2021 г. N 3.25-5/1)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1174700-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (в части установления исключительных тарифов на электрическую энергию) (далее - законопроект), внесенный А.А. Кузьминым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в части включения новых потребителей в перечень льготных категорий потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) ниже экономически обоснованного уровня. Предлагается ввести новое понятие "исключительный тариф на электрическую энергию" и закрепить за Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов полномочия по установлению такого тарифа для отдельной категории потребителей муниципальных образований, на территориях которых расположены объекты гидроэнергетики, в размере 50 процентов от утвержденного регулирующим органом тарифа на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей.
Комитет отмечает, что одной из проблем функционирования электросетевого комплекса в Российской Федерации является перекрестное субсидирование в электроэнергетике, выражающееся в установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей, относящихся к населению, ниже экономически обоснованного уровня. Компенсация разницы между утвержденными тарифами для населения и экономически обоснованными осуществляется за счет прочих групп потребителей.
Согласно "Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р, одной из главных задач электроэнергетики является повышение надежности и качества энергоснабжения потребителей до уровня, сопоставимого с лучшими зарубежными аналогами. В комплекс ключевых мер, обеспечивающих решение поставленной задачи, входит постепенная ликвидация перекрестного субсидирования.
Таким образом, предлагаемое в законопроекте дополнительное 50-процентное снижение действующих тарифов на электрическую энергию для населения, проживающего в прилегающих к гидроэлектростанциям территориях, приведет к еще большему росту объемов перекрестного субсидирования и к необходимости повышения тарифов для остальных групп потребителей, что противоречит проводимой Правительством Российской Федерации политике по снижению предельной величины перекрестного субсидирования.
Вместе с тем, в настоящее время механизм установления льготных цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и возмещения хозяйствующим субъектам выпадающих доходов в связи с их введением урегулирован пунктом 5 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, согласно которым допускается установление льготных цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, при условии, что субъектам электроэнергетики, осуществляющим поставки электрической энергии (мощности) или оказывающим услуги по передаче электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей, гарантируется возмещение экономически обоснованных затрат, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, в том числе за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Однако в законопроекте не представлено обоснование, каким образом и за чей счет будет произведена компенсация выпадающих доходов указанных субъектов электроэнергетики.
Правительство Российской Федерации в своем официальном заключении не поддерживает законопроект.
На основании вышеизложенного Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 1174700-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (в части установления исключительных тарифов на электрическую энергию).
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.