Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 1183917-7 "О внесении изменений в часть 2.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (по вопросу избрания главы муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса) внесен депутатами Государственной Думы А.Н. Диденко, Е.В. Марковым, а также А.Н. Шериным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
(утв. решением Комитета от 19 октября 2021 г. N 2/5)
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрен проект федерального закона N 1183917-7 "О внесении изменений в часть 2.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается часть 2.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) дополнить положениями, устанавливающими, что кандидаты на должность главы муниципального образования, избираемого представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения.
Для указанного способа избрания главы муниципального образования законопроектом предлагается ввести следующие условия:
- политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата на должность глав муниципального образования;
- кандидату на должность главы муниципального образования, выдвинутому в порядке самовыдвижения, для регистрации необходимо собрать подписи избирателей (не менее 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования);
- кандидату на должность главы муниципального образования, выдвинутому в порядке самовыдвижения, если он является членом политической партии, необходимо представить согласие политической партии на такое выдвижение.
В связи с данным законопроектом Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению отмечает следующее.
Вопросы выдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования политическими партиями не относятся к предмету регулирования Федерального закона N 131-ФЗ.
Избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, является альтернативой двум другим способам избрания главы муниципального образования: на муниципальных выборах и представительным органом муниципального образования из своего состава. Установленные требования и условия, предусмотренные законопроектом, могут ограничить возможности граждан избираться на должности глав муниципальных образований указанным способом.
Законопроектом предусмотрено, что для кандидата, который выдвинулся в порядке самовыдвижения и является членом политической партии, требуется представление согласия политической партии на такое выдвижение. Соответственно при отсутствии такого согласия гражданин Российской Федерации теряет право быть кандидатом, что является нарушением конституционного права гражданина участвовать в управлении делам государства (статья 32 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2.1 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.
Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.
Таким образом, действующим законодательством установлена дискреция представительного органа муниципального образования в определении конкретных параметров порядка проведения данного конкурса, но при этом установлены общие требования к кандидату на должность главы муниципального образования, взаимосвязанные с требованиями, предусмотренными избирательным законодательством.
При установлении представительным органом муниципального образования порядка проведения конкурса в нем могут быть также урегулированы и вопросы участия политических партий в выдвижении кандидатур на должность главы муниципального органа.
Следует также учитывать, что определяющую роль для избрания главы муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, играют их профессиональное образование и профессиональные навыки, например, в сфере государственного и муниципального управления, а не партийная принадлежность.
Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения (часть 2.1 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ).
В целом проект федерального закона не согласуется с предусмотренным Федеральным законом N 131-ФЗ подходом к избранию главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении отклонить проект федерального закона N 1183917-7 "О внесении изменений в часть 2.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.Н. Диденко, Е.В. Марковым, а также А.Н. Шериным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.