Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 27 октября 2021 г. N 3/5
(восьмого созыва)
о проекте федерального закона N 1188832-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части особенностей регулирования корпоративных отношений) (внесен М.В. Емельяновым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1188832-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части особенностей регулирования корпоративных отношений) (далее - законопроект), внесенный М.В. Емельяновым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) сообщает следующее.
Согласно пояснительной записке, законопроект разработан в целях приведения правового статуса публичных акционерных обществ в соответствие с нормами российского законодательства.
Согласно части 7 статьи 27 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", акционерное общество, созданное до 1 сентября 2014 года, устав и фирменное наименование которого на день вступления в силу Федерального закона содержали указание на то, что оно являлось публичным, и к которому не применялись положения пункта 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющие признаки публичного акционерного общества, в срок до 1 января 2021 года обязано было обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций такого общества либо внести в устав изменения, предусматривающие исключение из фирменного наименования такого общества указания на статус публичного общества.
Однако часть акционерных обществ не выполнила указанные выше требования законодательства в установленный срок.
На сегодняшний день порядок прекращения публичного статуса акционерным обществом определен статьей 7.2 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" - решение принимается общим собранием акционеров большинством в 95% голосов всех акционеров-владельцев акций акционерного общества всех категорий.
Комитет полагает, что предлагаемый законопроектом подход к решению озвученной в пояснительной записке к законопроекту проблемы не может быть поддержан.
Новеллами являются 3 предложения Законопроекта.
1. Наделение акционерных обществ, не исполнивших в срок до 1 января 2021 года требования части 7 статьи 27 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Общества), правом отказаться от публичного статуса в порядке, предусмотренном проектируемой частью 7.1. Такой порядок предусматривает, в том числе, принятие решения о внесении изменений в устав общества общим собранием большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании.
Однако представляется неопределенной возможность исполнения предлагаемой нормы. Срок исполнения требований части 7 статьи 27 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" истек 1 января 2021 года. Рассматриваемым законопроектом не предлагается продление указанного срока.
Кроме того, законопроектом предлагается предоставить Обществам право, а не обязанность отказаться от публичного статуса в "упрощенном" порядке. Законопроектом не определены правовые последствия для тех Обществ, которые в очередной раз не воспользуются возможностью "упрощенного" порядка смены статуса. По мнению Комитета, в результате реализации предложенных мер число обществ, являющихся в настоящее время публичными только в силу указания на публичный статус в уставе и наименовании и не исполнивших до настоящего времени нормы законодательства о прекращении публичного статуса акционерных обществ, созданных до 1 сентября 2014 года, может существенно не измениться. Таким образом, решение проблемы, обозначенной в пояснительной записке к законопроекту, в целях которой был внесен рассматриваемый законопроект, может быть поставлено под сомнение. При этом законопроектом не предлагается установить какие-либо временные рамки действия новелл, что может привести к неопределенности в правоприменительной практике.
Следует отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 7.2 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" решение о внесении в устав публичного общества изменений, исключающих указание на то, что общество является публичным, решение об обращении общества в Банк России с заявлением об освобождении его от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, принимаются общим собранием акционеров большинством в 95 процентов голосов всех акционеров - владельцев акций общества всех категорий (типов).
В случае вступления в силу новелл законопроекта у Обществ при смене статуса возникает право выбора: либо действовать в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", либо в соответствии с проектируемыми нормами. Таким образом, возникает разное правовое регулирование порядка прекращения публичного статуса акционерного общества.
В связи с вышеизложенным, Комитет считает, что данная новелла не может быть поддержана.
2. Проведение повторного общего собрания акционеров (в случае отсутствия кворума для проведения общего собрания акционеров или отсутствия большинства голосов, необходимого для принятия решения о внесении изменений в устав общества) для принятия решения о внесении в устав изменений, предусматривающих исключение из фирменного наименования общества указания на его публичность, простым большинством голосов.
По мнению Банка России (N 06-28/5989 от 29 июня 2021 года), "вопрос об изменении статуса общества имеет критическое значение для владельцев акций, так как непосредственно влияет на объем предоставляемых им прав..., в связи с чем отсутствие квалифицированного большинства голосов акционеров, необходимого для принятия решения о смене статуса, не должно являться основанием для принятия указанного решения меньшим числом голосов. Кроме того, устав публичного общества должен содержать требования, установленные для публичного общества, которые при изменении статуса должны быть исключены (например, о возможности публичного размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции) или могут быть исключены (например, о наличии совета директоров (наблюдательного совета) общества). При этом абзацы 2 и 3 проектируемой части 7.1 статьи 21... не ограничивают принимаемое решение о внесении изменений в устав акционерного общества исключительно изменениями, предусматривающими исключение указания на то, что общество является публичным. Таким образом, прекращение публичного статуса уменьшенным числом голосов может привести к необоснованному внесению в устав общества либо исключению из него положений без достаточного на то волеизъявления акционеров.".
Таким образом, проектируемыми нормами предлагается снизить требования при принятии решения, а не изменить (упростить) порядок изменения Обществом статуса.
Данное предложение не может быть поддержано ввиду несоответствия общей концепции принятия решения об изменении устава общества, поддерживаемой действующим законодательством об акционерных обществах. Это создает серьезную угрозу баланса законных прав и интересов акционеров общества.
3. Лишение акционеров общества, число акционеров которого менее 500, не принимавших участия в голосовании или голосовавших против внесения в устав акционерного общества изменений, предусматривающих исключение из его фирменного наименования указания на статус публичного общества, права требования выкупа принадлежащих им акций, установленного статьями 75 и 76 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Комитет обращает внимание, что такой подход может негативно отразиться на осуществлении прав отдельных акционеров и не поддерживает предлагаемую норму.
Правительство Российской Федерации в своем Официальном отзыве не поддерживает рассматриваемый законопроект.
Таким образом, Комитет не поддерживает концепцию представленного законопроекта и полагает возможным рекомендовать его к отклонению.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.